В один прекрасный день тебя посетила отличная мысль: "Хочу иметь свой бизнес!". И ты представляешь себе радужные перспективы: свободный график работы, море денег, ты директор с кучей подчинённых, рестораны, светские рауты, тебя награждают за труд и вклад в жизнь города, новые автомобили, брендовая одежда, дорогие курорты, яхты и что-то ещё, чего хочется именно тебе.
Теперь остаётся всего этого достичь.
И первое что ты начнёшь делать — это искать идею для открытия бизнеса и, конечно же, деньги. Ведь хороший бизнес можно открыть только с хорошими деньгами. Ты занимаешь у родственников и знакомых, берёшь кредиты в банке, ищешь инвесторов. Находишь деньги, и что дальше??? Открываешь "свой бизнес"! Да, да, именно в кавычках "свой".
Очень легко рисковать чужими деньгами.
А теперь давай посмотрим статистику. Цифры всегда говорят фактами, и с ними сложно спорить. Порядка 90% всех открытых компаний закрываются в течение года, а по прошествии оставшихся 3 лет ещё 5% будут закрыты. Так в чем же дело?? Давайте разберёмся по порядку.
Самое важное для открытия бизнеса — это Ты! Да, да, именно ты, а не твоя идея или наличие денег в кармане на его открытие. Потому что твоя личность будет планировать этот бизнес, ты будешь реализовывать свои взгляды и идеи. Ты, со своими представлениями об этом мире будешь набирать персонал, и принимать решения. Исходя из своих интересов, ты комплектуешь список товаров или услуг. И тебе надо очень много знать и понимать про дело, которым ты занимаешься. И какова твоя роль в этом всем процессе.
Кстати о роли. Есть несколько вариантов ведения бизнеса. Первый и самый лучший — когда ты действительно собственник бизнеса. Ты создаёшь компанию, нанимаешь управленца, который занимается ведением твоего бизнеса и получает за это хорошее вознаграждение. Для этого варианта тебе действительно понадобится достаточно денег, ведь хороший персонал стоит дорого. И тем более, пока бизнес наберёт обороты, окупится и начнёт приносить прибыль — обычно проходит от нескольких месяцев до несколько лет.
Вторая возможная роль собственника — быть руководителем создаваемого бизнеса. Соответственно и принимать решения и вести оперативное управление, заниматься персоналом и всеми вопросами, которые возникают и многое другое. Здесь уже будут задействованы совершенно другие ресурсы. Хотя деньги, конечно же, тоже понадобятся. Здесь фактором успеха будет время и силы, затраченные на создание компании. Конечно же, компетенции никто не отменял. Если нет опыта управления процессами и людьми и понимания, как правильно это делать, дров наломать можно много.
Находясь в этой роли при создании компании важно учесть некоторые факторы: во — первых, вы единственный собственник и руководитель и ответственность за все содеянное лежит только на вас. Иногда даже посоветоваться не с кем, потому никто кроме вас не знает все тонкости и особенности бизнеса. Во — вторых, быть одновременно и руководителем для себя и подчинённым довольно непростая задача. Как собственник бизнеса, необходимо ставить задачи для бизнеса перед управленцем. И как управленцу решать задачи стратегические, которые ставит собственник, и оперативные. И отчитываться перед собой. В теории это неплохо совмещается, если вы организованный и ответственный человек. А на практике обычно руководитель крутится как белка в колесе пару лет и выгорает. Когда уже не хочется ничего. И тогда либо бизнес закрывается с чувством глубокого неудовлетворения, либо нанимается управленец, на которого, перевешиваются своё проблемы и задачи. Но такому бизнесу вряд ли светит радужное будущее и расширение, потому что собственник настолько угряз в оперативных задачах, что уже не способен посмотреть на компанию с сверху и принимать стратегические решения, потому что руководитель в нем останется жить навсегда.
И третья роль в компании — главный специалист. Это когда я стилист по волосам и открываю салон. И сам буду в нем работать. Это самый лучший с точки зрения компетенций вариант. Но для самозанятости. Не для бизнеса. Потому что, главная цель бизнеса — получение прибыли, а не зарплаты. А сотрудники за работу получают именно зарплату. И здесь необходимо будет делать ещё больше, потому что надо быть и собственником, и управленцем и специалистом. В общем некогда думать и развитии и прибыли, думаем о работе.
Какую роль выбрать и кем быть — решать тебе. У всех цели создания бизнеса разные. И если я ставлю во главу свою собственную самореализацию и делаю бренд себя — мне необходимо создавать компанию, где я главные специалист и "рулю" процессом.
Так с чего же все-таки необходимо начинать открытие и построение бизнеса?
В первую очередь это придумка и разработка твоей идеи. Как она будет преподноситься твоим будущим клиентам, зачем она им нужна, кто эти люди, которые к тебе будут приходить для удовлетворения своих потребностей и что это будут за потребности.
Очень важный момент, есть ли подобные компании уже? Или это что-то совсем новое. С одной стороны, если такие фирмы есть на рынке, и они успешно работают — значит, людям необходим это товар или услуга, и ты можешь рассчитывать на успех. А если это что-то совершенно новое — тут может 2 варианта: либо ты будешь в ТОПе, предложив что-то совершенно новое и интересное, либо это совершенно никому не нужно. Это очень легко проверить. Поищи на просторах интернета компании, которые занимаются или занимались подобным бизнесом и оцени их судьбу. Ничего лично. Но это будут факты, которые уже заставят задуматься об открытие именно этого направления.
Идём дальше. Если все такие первичная оценка бизнес идеи идёт со знаком плюс, то самое время начать разрабатывать бизнес идею и писать бизнес план. Ой, сейчас я прямо слышу недовольные возгласы о том, что это совершенно бесполезная работа и никому не нужный скучный труд. Но позволю себе не согласиться и предложить новый взгляд и эффективный подход к написанию именно конструктивного документа, который будет хорошим помощником, как в открытии бизнеса, так и ведение его на протяжении пары лет точно. Главное подойти с головой и создавать его для себя, а не для галочки и "Дяди Васи".
Что должно быть отражено в бизнес-плане: основная концепция компании — для того, чтобы, когда ты погрузишься в рутину бизнес будней — не забывал о том, что и для кого делаешь, и что от этого процесса получаешь сами. Очень часто собственники бизнеса выгорают и превращаются в нытиков, когда все идёт не так, как они планировали. Из-за этого опускаются руки и компания разоряется.
Эта глава бизнес плана на самом деле твои мечты и представления о будущем. После написания протестируй этот текст на максимальном количестве своих знакомых и запиши их комментарии. Узнаешь много интересно, а может и дельного. Естественно не стоит предлагать читать про женские косметологические услуги своему мужу и бабули. Они вряд ли в этом разбираются, и, конечно же, не будут этим пользоваться. С этим, думаю, трудностей не возникнет.
После описания основного продукта, важно понять и определить, кто будут твои будущие клиенты. То есть описать портрет ЦА (целевой аудитории). Это основные характеристики: пол, возраст, профессия, интересы, национальность и др. В общем, все, что отличает и определяет клиентов по ценностям и предпочтениям. Как это сделать подробно, можно легко найти в интернете. Необходимо это для того, чтобы знать, как этих людей привлекать, что им предложить, по какой цене, в каком месте.
Следующим шагом будет полный анализ будущей бизнес среды вашей компании. Это необходимо сделать, чтобы понимать с кем ты в дальнейшем будешь работать, и сотрудничать, и с кем конкурировать. И реально оценить свои шансы на успех. Это очень увлекательный процесс с погружением в тему будущего бизнеса. Часть моих клиентов, с которыми мы проходили данный этап, в процессе отказывались направления этой деятельности по разным причинам. У кого-то пропало желание днями "варится именно в этой каше", кто-то открывает для себя изнанку этого бизнеса и она не особо нравится. Причины у каждого свои. Но лучше это понять раньше, потеряв всего пару недель времени, чем когда уже вложено много денег и сил. В общем, лучший способ сохранить — не потратить.