Этапы коучинговой тренировки и их значение для развития клиентов коучинга.
Измениться сложно. Спросите любого, кто пытался сменить карьеру, развить новый навык, улучшить отношения или избавиться от вредной привычки. И всё же для большинства людей перемены в какой-то момент будут необходимы — решающий шаг к реализации своего потенциала и достижению целей, как на работе, так и дома. Им понадобится поддержка в этом процессе. Им будет нужен коуч.
Здесь в игру вступает коуч. Является ли он боссом или коллегой, другом или супругом, он может облегчить жизненно важные изменения.
Как это работает
В 1970 году Ричард Э. Бояцис разработал теорию преднамеренных изменений, ставшую каноном в психологии и науке управления. Преднамеренные изменения включают в себя:
- представление об идеальном "я" — кем вы хотите быть и что вы хотите делать в своей работе и жизни;
- исследование настоящего "я" — пробелы, которые вам нужно заполнить, и сильные стороны, которые помогут вам в этом;
- разработку программы обучения — дорожная карта для воплощения стремлений в реальность;
- эксперимент и практику с новым поведением и ролями.
Профессиональные коучи помогают людям в этом процессе. Слово "помощь" здесь не случайно, коучинг — это не "руководство", "лидерство", "толчок" или "тянуть". Коуч никому не говорит, что делать. Он задаёт вопросы и внимательно слушает, с заботой относится к собеседнику, предлагая сочувствие и принимая индивидуальное видение человека. Задача коуча состоит в том, чтобы помочь кому-либо внести изменения, чтобы помочь человеку определить возможности обучения, заложить основу и увидеть разные аспект вопроса. Структура коучингового разговора позволяет поддерживать людей с проблемами, которые варьируются от очень больших ("я не удовлетворён своей карьерой") до относительно небольших ("я бы хотел по-другому взаимодействовать с людьми"). Вот как это работает.
Найти возможность
Если вы обратите внимание, вы найдёте повсюду то, что мы называем "моментами обучения" — возможностями помочь людям в их развитии. Иногда люди осознают, что им нужно переключиться — когда проблема очевидна: они получают продвижение по службе, привлекаются к руководству значимым проектом или получают отзывы о том, что их подход нуждается в обновлении. В других случаях они сталкиваются с пробуждением: они теряют работу в результате сокращения, узнают страшный диагноз или достигают важного рубежа в своей жизни. Но часто они могут иметь только смутное чувство или вообще не иметь представления о том, что в их жизни всё не так.
Давайте посмотрим на опыт двух руководителей. Первая, Карен Милли, возглавляет отдел исследований и разработок в крупной компании, производящей товары широкого потребления, и руководит 60 инженерами и учёными. Энергичный и упрямый лидер. Она решала текущие проблемы и получала результаты. Но когда менеджер попросил её записаться на программу по развитию корпоративного лидерства, она начала задаваться вопросом, действительно ли её сугубо деловой стиль помог ей добиться максимальной производительности в команде.
Второй руководитель, Рэй Льюис, был менеджером по работе с корпоративными клиентами в семейном бизнесе — службе реагирования на чрезвычайные ситуации в области охраны окружающей среды — и собирался стать преемником своего отца на посту президента. Он даже записался на курс MBA для руководителей, чтобы отточить свои лидерские качества. Но он чувствовал себя не в своей тарелке.
В обоих случаях возможность обучения очевидна. Милли была выдающимся менеджером, который надеялся достичь C-suite, но она ещё не разработала вдохновляющий стиль руководства. А Льюис никогда не задумывался об идеальной карьере и не выбирал ее. Он просто следовал за тем, что было уготовано для него. Ему нужно было открыть страсть к своей работе.
Милли и Льюис готовы к росту, они оба захотели взглянуть на важный аспект своей жизни по-новому или по-другому. Когда компания рассматривает вопрос о том, стоит ли инвестировать в коучинг, нужно спросить: открыт ли человек для перемен? Готов ли он участвовать в размышлениях и экспериментах, необходимых для этого?
Прояснить свои ценности
Как коуч приводит человека к правильному мышлению? Тренируя с состраданием. Коуч начинает с того, что проявляет искреннюю заботу о другом человеке и любопытство — задаёт открытые вопросы, которые помогают человеку исследовать тему и прояснить своё личное видение. Видение ситуации становится контекстом для совместной работы коуча с клиентом.
К сожалению, большинство из нас склонны делать обратное — углубляться в проблему, а затем предлагать советы и решения. "Когда люди приходят ко мне с проблемой, я вижу проблему, а не человека. На самом деле, я вижу людей в качестве проблемных платформ!" — такой подход помогает кому-то достичь цели, но, когда дело доходит до более широких поведенческих целей, например, стать динамичным лидером или хорошим слушателем или найти лучший баланс между работой и личной жизнью, эта стратегия менее успешна. Советы могут вызвать стрессовую реакцию, которая скорее препятствует прогрессу, чем помогает ему.
Сострадательная тренировка продолжается с открытием идеальной личности, которая помогает человеку рассказать о своих ценностях, увлечениях, идентичности и надеждах на будущее. Это требует, чтобы коуч откладывал собственные предубеждения, предположения и опыт, и участвовал в том, что профессор MIT Эд Шейн назвал "скромным расследованием". Коуч демонстрирует интерес к человеку, сочувствует ему, выражает желание помочь, а потом позволяет ему говорить 80% беседы.
Например, коуч может спросить Милли:
- Кто вы в своих лучших проявлениях?
- Каким лидером ты хочешь быть?
- Как вы хотите, чтобы другие члены организации видели вас?
- Как успех выглядит для вас?
- Какую позицию вы в конечном итоге хотите достичь?
Коуч может спросить Льюиса:
- Что даёт вам наибольшую энергию и волнение, когда вы думаете о своём будущем?
- Что вы действительно хотите сделать, и как это отличается от того, что, по вашему мнению, вы должны делать?
- Через двадцать лет, что бы вы хотели сказать, что вы достигли?
- Какие другие идеи приходят вам на ум, когда вы думаете об этом.
Личное видение Милли гласило: "Живи свободно, в добром здравии, добросовестно, в будущем, наполненном любовью и надеждой". А Льюиса: "Наслаждайся свободой путешествовать по миру, встречаться с интересными людьми и вести увлекательную, наполненную страстью жизнь обучения".
Узнать о себе: между своими желаниями и чужими ожиданиями
Далее, направляемый коучем человек должен приблизиться к точной оценке истинного "я". Это не только перечисление сильных и слабых сторон. Профессор Babson Скотт Тейлор предполагает, что истинное "я" состоит из двух компонентов: 1) что люди знают о себе и 2) своё понимание того, как другие воспринимают их и думают о них. Суть в том, чтобы определить области, где восприятие человека отличается от восприятия других и где идеальное и реальное "я" выровнены/не выровнены.
При разработке "личного баланса" важно фиксировать не только свои нынешние сильные и слабые стороны, но и свои отличительные качества и стойкие характеристики — черты, привычки и компетенции, которые оставались неизменными с течением времени. Это позволяет клиенту прояснить, что уже идёт хорошо и что нужно изменить в долгосрочной перспективе. Милли признала, что преуспела в поддержании своего самообладания в трудные времена и чтении динамики сил организации, но она не демонстрировала должной заботы и сочувствия к другим. Льюис понял, что не хочет продолжать подчинять свои мечты обязательствам и ожиданиям других.
Далее идёт программа обучения. Как именно человек переместится из пункта А в пункт Б? Здесь хороший коуч фокусируется на существующих сильных сторонах, страстях и ценностях клиента. Спросите, как знания, навыки и качества, которыми уже обладает человек, могут быть использованы для устранения озвученных пробелов, и какие изменения в поведении человек больше всего хочет попробовать.
Идея состоит в том, чтобы люди чувствовали себя заряженными и полными сил для улучшений. Милли решила, что хочет быть больше коучем, а не командиром и стать более эмоционально внимательной к другим. Приоритеты Льюиса включали более полную интеграцию его личных пристрастий с его профессиональными целями, развитие более крепких отношений с ключевыми людьми внутри и вне бизнеса и выделение времени для размышлений о том, что для него было наиболее важным в жизни. Это включало такие мероприятия, как походы, боевые искусства и другие виды спорта; работа с молодёжными группами; обеды и встречи с друзьями, семьёй и коллегами; и случайные длительные перерывы в работе вдали от дома и офиса.
Не останавливаться!
Смена усилий любого рода требует времени и энергии. Даже самые продуманные планы иногда терпят неудачу или занимают какое-то время. Исследования Филиппы Лалли и её коллег из Лондонского университетского колледжа показали, что для формирования новой привычки требуется от 18 до 254 дней. Наращивание навыков, управление отношениями и смена карьеры занимает ещё больше времени, со многими остановками и стартами.
Таким образом, большая часть работы коуча состоит в том, чтобы люди продолжали двигаться в правильном направлении — экспериментировали с новым поведением, тестировали различные тактики, а затем практиковали и совершенствовали те, которые оказались наиболее эффективными.
Сосредоточившись на своих учебных целях, Милли регулярно встречалась с коучем, чтобы оценить прогресс. Она старалась выйти из режима решения проблем и стать более доступной, доброй и игривой со своей командой. Она стала проводить больше времени с подчинёнными, чтобы лучше понять их опыт, и вскоре установила более доверительные отношения.
Льюис и его коуч также продолжали периодически встречаться, чтобы оценивать его прогресс и обсуждать некоторые нерешённые вопросы. Но потребовался длительный отпуск за границей, то есть время для глубоких размышлений, которые Льюис глубоко желал, чтобы вещи наконец-то начали развиваться. Вскоре после этого он покинул семейный бизнес и основал собственную успешную компанию.
Большая часть работы коуча — помогать людям экспериментировать с новым поведением.
Бизнес-обучение, рост, изменение личности и привычек не являются сольным актом. Это так сложно, что люди, работающие с коучем, будут нуждаться в постоянной поддержке не только от коуча, но и от группы людей, которые заинтересованы в их конечном успехе и могут служить источником вдохновения, а иногда и ответственности.
Если вы менеджер, ваша самая важная задача — помочь окружающим раскрыть свой самый большой потенциал. Тренировав себя, Карен Милли и Рэй Льюис теперь приносят то, чему они научились, в свои команды. "Сегодня я даю людям разрешение иметь два или три сценария возможного будущего и заверяю их, что мы определимся с тем путём, который лучше для них", — говорит Милли. "Я вижу, что сострадание друг к другу приводит к состраданию к клиентам, участникам и всем остальным, что создаёт производительность".
Когда вы тренируете с состраданием, это становится заразным.
Приглашаем вас освоить международные компетенции коуча и стать профессиональным коучем.
Программа "Коучинг нового мышления" ACSTH ICF — базовая программа обучения лайф и бизнес-коучингу по компетенциям ICF с вручением международного сертификата ACSTH ICF, 155 часов.
О программе
- акцент на работах лучших мировых коучей-практиков;прикладная направленность — 70% времени обучения отводится отработке полученных навыков;
- поддержка в период обучения и практики: межмодульные практики сопровождают ассистенты;
- акцент обучения — освоение коучинговых навыков для использования в жизненных и бизнес-задачах;
- фокус на глубокое личностное развитие студента: возможность отработать на программе 20+ собственных запросов.
По окончании программы вы станете уверенным коучем, который будет знать и понимать, как вести коуч-сессии по компетенциям ICF, владеть инструментами и технологиями коучинга, вы также получите международный сертификат ICF, который котируется в любой точке мира, с ним вы сможете работать коучем в любой стране.
Версия этой статьи появилась в выпуске Harvard Business Review за сентябрь–октябрь 2019 года.