Вернулся из очередной поездки "в Варяги" (уже не раз писал, что в Казахстане и в ряде соседних регионов Сибири руководители и собственники действующего бизнеса, а так же чиновники (!) всегда, и тем более — сегодня очень активно обучаются на открытых и корпоративных семинарах и тренингах), где задавалось много вопросов о "перезагрузке" компании. Я обещал, что об этом напишу в своём блоге в надежде, что и на родной земле это кому-нибудь пригодиться. Что с удовольствием и делаю.
Очень конкретный термин "перезагрузка" от айтишников с их лёгкой руки совсем недавно взяли на вооружение президенты держав и министры-депутаты, а потом подтянулись и предприниматели. Только в политике и в бизнесе старые хорошие "настройки" при перезагрузке сохраняются, так как нужна энергичная эволюция, а никак не революция! И не следует путать "перезагрузку" (которая начинается, когда дела в компании пока ещё не очень плохи!) с "антикризисным управлением" (когда дела уже дошли до предела своей "плохости").
С чего начинается "перезагрузка" бизнеса? С того, что собственники отчётливо должны осознать: по-старому вести бизнес уже никак нельзя! Дальше — кризис, которые может раскручиваться по спирали. А дальше — взять себе за основу мысль, что "кризис — это надолго", и что "просто так, что-то немного улучшая, его компании благополучно не пережить", а так же и то, что "сегодня есть хороший стимул сильно измениться перезагрузиться, о чём сами давно в компании думали и говорили (пусть даже только наиболее прозорливые и только мысленно)". Далее (без всяких рекламы/пиара хочу ответственно сказать) нужно обязательно пригласить независимого хорошего консультанта, пусть даже на одноразовую консультацию (она хотя бы позволит укрепиться в каких-то собственных суждениях, позволит прокачать какие-то основные собственные мысли по "перезагрузке"). Почему "обязательно"? Ну так уж устроена жизнь: консультанты — врачи бизнеса, пусть и далеко не самые богатые люди в этом мире (как и врачи — медики далеко не самые здоровые), но много видят, много знают, их мозги "устроены" немного не так, как у всех других (более аналитичны, более креативны), они хорошо владеют приёмами коучинга (хотя они, как бизнес-консультанты, хорошие практики во многих вопросах), они постоянно учатся друг у друга и у разного рода Гуру бизнеса. Все анекдоты о Б/К — весёлые, а предрассудки — грустные! (иногда, когда к нам обращаются за советами, и тем более — помощью слишком поздно, хочется спросить, как в том самом весёлом анекдоте: а сильно ли больной потел перед смертью?).
Далее, нужно беспристрастно (самостоятельно или с Б/К) посмотреть на ситуацию на рынке и в компании (консультантам на это нужно время, иногда 10–15 дней), и:
- Определить первоочередные меры, второочередные меры, третье очередные меры изменения ситуации в компании (что-то кардинально изменить, что-то новое вставить в работу, что-то взять из забытого старого, что-то из действующего серьёзно отладить, что-то просто "подвинтить — подкрутить").
- Составить программу "перезагрузки" с чётким календарным планом работы по ней.
Ещё дальше — взбодрить команду компании (умным и сильным пиаром): люди должны поверить, что изменения идут, и они неизбежно приведут к успеху ("перезагрузка", а отличии от антикризисного управления, предполагает не сокращение персонала, а чаще всего его наращивание — усиление отдела продаж, привлечение маркетологов — рекламистов-пиарщиков) компании и их личному именно в этой компании.
Программа перезагрузки всегда включает в себя интенсивную и продолжительную учёбу, в первую очередь — коммерческого персонала и старшего руководящего персонала. Иначе — движение по тому же самому кругу, иначе всё новое будет неизбежно отторгаться. Далее — других ключевых специалистов и среднего руководящего персонала.
Программа перезагрузки предполагает изощрённый маркетинг, поскольку в кризис рынки "сужаются", а умные конкуренты тоже "перезагружаются". Идёт борьба умов с конкурентами, борьба с собственной ленью и собственной инерцией, борьба за покупателей и потребителей!Перезагрузка обязательно предполагает улучшение мотивации и техники управления персоналом. Неизбежно возрождаются и обновляются элементы корпоративной среды и корпоративной культуры.
В программе перезагрузке обязательно присутствуют наработка новых бизнес-процессов, реинжиниринг основных старых бизнес-процессов, их отладка. Компания должна перестать быть "расхлябанной".
Для перезагрузки нужны настойчивость, последовательность и квалифицированный напряжённый труд.