Некоторые считают, что наличие идеи и организация юридического лица является началом бизнеса. Некоторые считают, что наличие клиентов (спроса, сбыта) и производства продукта это успешное начало бизнеса. Некоторые формализуют свои процессы в виде технологических карт, описывают бизнес-процессы, скрипты т.д. и это считают началом, хорошо продуманным и обоснованным. Самые подкованные дополнительно ко всему перечисленному составляют финансово-экономическую модель, описывают свои цели и прогнозируют показатели и тогда начинают бизнес при наличии первоначального капитала.
И все они правы. И все поступают верно ибо предпринимательская деятельность — это рискованная деятельность, целью которой является прибыль. Во всех случаях организаторы рассчитывают получить прибыль и просто имеют разный уровень подготовки. А соответственно и разный уровень рисков.
Как вы думаете, у кого из них наибольший объём рисков, а у кого наименьший?
Вы можете сказать, что мир слишком непредсказуем, многое зависит от личных качеств предпринимателя и даже при детальной проработке бизнес-плана всё равно остаются огромные риски.
И вы тоже правы! Да, это именно так. Потому что вспомним ещё раз, что предпринимательская деятельность рискованна.
Разница между этими представителями в том, что одни из них имеют инструменты для обработки бизнес-рисков, а другие нет. Одни умеют применять методы реагирования на риски, а другие решают проблемы интуитивно и хаотично.
Кто-нибудь уже заметил недочёт? Чего не хватает каждому из представителей в примерах выше?
Не хватает стратегии бизнеса. С которой нужно начинать работу.
Иметь идею и организацию, но не иметь стратегию — означает, что неизвестно как идея воплотится в жизнь, как она разовьётся, до каких размеров вырастет и как распрощаться с продуктом этой идеи.
Иметь формализованные технологические, бизнес-процессы, скрипты, но не иметь стратегию — означает, что неизвестно в какой момент принимать те или иные управленческие решения, какие финансовые показатели укажут на успешность бизнеса, в какой момент нужно внести изменения в процессы и что делать с бизнесом в результате.
Иметь прописанные цели, финансово-экономическую модель и прогнозные показатели, но не иметь стратегию — означает, что неизвестно каким образом будут цели достигнуты и это будет узким местом бизнеса.
Иметь всю совокупность всего перечисленного, но не иметь стратегии — очень хорошо, почти идеально, но означает неизвестность правильной последовательности принятия управленческих решений, неизвестность взаимозависимости и степени влияния процессов на прогнозы, целевых показателей на технологию и т.д. Если проще — нет системности, нет баланса, нет определённого и гарантированного результата всего затеянного мероприятия.
Как решить эту непростую задачу? Всё не так сложно, как кажется.
Нужно задать последовательность и организованность? Значит и действовать с самого начала нужно последовательно и организованно.
Если у вас появилась идея нового продукта, Вам необходимо построить правильную стратегию (или Road map, или дорожную карту), состоящую из Ваших целей, оценки внутренних и внешних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (всеми любимый SWOT) и плана достижения этих целей. Плана, который будет представлять собой перечень конкретных последовательных мероприятий, сформированных на основе поставленных целей. У мероприятий должен быть срок, ответственные, бюджет и другие необходимые параметры. При этом в плане должны быть тем или иным образом отражены технологические и бизнес-процессы, учтена идея и обеспечено достижение финансово-экономических прогнозов. И главное — баланс между всем перечисленным в условии роста и развития.
Вывод: начинать бизнес нужно с определения целей и разработки стратегии.
Для решения задачи по разработке стратегии бизнесмены могут привлечь директора, который сформирует её по поставленным собственниками целям.
В случае отсутствия компетенций и навыков директор или бизнесмен может обратиться к бизнес-консультанту.
Инсайт: стратегия бизнеса должна являться предметом договора между собственниками и нанятым директором.
Совет 1
Если у вас появилась идея нового продукта, и вы решили найти человека, который займётся его развитием, вам нужно подойти к вопросу последовательно. Для управления продуктом нужен Product manager.
И при отсутствии стратегии продукта первым делом менеджера будет её построение (при отсутствии квалифицированного специалиста по стратегическому планированию).
Совет 2
Найти человека, который соединял бы в себе противоположные креативное и административное начала (Е и А, по Адизесу) будет очень сложно или очень долго. Или тот, кого вы найдёте будет в чём-то не прав, где-то нечестен. Однако найти такого человека реально, и такой специалист будет стоить серьёзных денег. Оцените свои желания и возможности. Подумайте над разделением этих функций.