Сотрудники — актив компании.
— Человек — это актив, а не затрата.
Мы забываем о важном ресурсе — это люди, человеческий капитал. Мы даже не догадываемся о перспективах вложений в финансовую грамотность своих работников. О том, почему сотрудник — это выгодный актив, а не затрата, рассказывают предприниматель Алексей Чернов и финансовый консультант Антон Кизяковский.
Предприниматель Алексей Чернов прошёл к пониманию выгоды инвестиций в финансовую грамотность сотрудников путём проб и ошибок, пройдя через опыт кризиса в собственной компании.
Алексей Чернов: До 2016 года у меня была компания, в которой было около 300 сотрудников. Я столкнулся с вопросом — люди не были заинтересованы в успехе предприятия, жили от зарплаты до зарплаты. Это важный аспект, камень преткновения, который не давал компании развиваться.
Суть в том, что мы, предприниматели, привыкли мерить все деньгами, инструментами, станками, временем. Но мы забываем об одном важном ресурсе — это люди, человеческий капитал.
Анализируя свой опыт, я задаюсь серьёзным вопросом — как будут развиваться компании будущего? Мы почему-то не учитываем человеческие ресурсы. Сейчас я наблюдаю картину — ни один предприниматель, ни один долларовый миллиардер не говорит о ресурсах, из которых складывается успех его компании. Все они говорят только о своей роли.
Но компания — это сообщество людей, которое движется, развивается. Я вижу остроту вопроса — мы не учитываем человеческий фактор, колоссальный фактор, который в ближайшее время, 5–10 лет, жёстко заявит о себе. Возникает вопрос — что с этим делать?
Опираясь на негативный опыт пятилетней давности, я понимаю: для того, чтобы со мной развивались, двигались люди — важно, чтобы они научились пользоваться всеми доступными инструментами. В том числе, финансовыми.
Безграмотность людей — вот наш бич. Необходимо вкладывать в обучение людей. Вот почему я начинаю рассматривать человеческий ресурс как актив, серьёзно влияющий на всю экономическую составляющую моей компании, нашего региона и всей страны.
— С чего нужно начинать?
Алексей Чернов: Необходимо давать людям инструменты, которые позволят им научиться считать деньги, видеть возможности их заработать.
Приведу примеры. Люди работают в компании, они инвестируют в фондовую биржу и у них там складываются очень серьёзные капитала. Точно также и компании могут участвовать в этом процессе. Ведь что такое Фондовая биржа? Это пульс нашей экономики, который показывает все её взлёты, падения и чем это вызвано.
Наше упущение, что мы не уделяем внимания людям — а это ресурс, который очень активно влияет на все экономические показатели. Мы не смотрим, что люди, окружающие нас — это ресурс. Мы не умеем им пользоваться, мы его не ценим.
— В чем перспектива работодателей, чтобы начать вкладывать в финансовую грамотность своих работников?
Антон Кизяковский: Каждый день вижу — собственник зациклен на финансовых показателях: на росте выручки, прибыли, на росте ВВП. Это сухие цифры, но за ними стоят живые люди, которые и производят добавленную стоимость. То есть то, с чего компания зарабатывает прибыль.
Если мы говорим про финансовую грамотность, то финансово грамотный сотрудник — это человек, который мотивирован определённым образом. Для традиционных собственников бизнеса самое важное в сотрудниках — их финансовая эффективность. Чтобы они давали больше продаж, и чтобы собственники за это меньше заплатили. При этом они забывают, что сотрудники являются тем самым активом, который и преумножает их капитал.
Предприниматель думает — зачем я буду образовывать сотрудника, если он станет осознанным, возможно, неуправляемым? Но когда сотрудник становится финансово грамотным, то отношения между ним и руководителем переходят в иную плоскость. Не только в плоскость товарно-денежных отношений, а когда люди действительно действуют командой. Это и называется социальная составляющая бизнеса, настоящая забота о сотрудниках.
И тогда запускается спираль, когда в благодарность за помощь, сотрудники готовы ещё больше и эффективней работать на развитие компании. Руководителям нужно стремиться к этому.
Напомню о трансактном анализе Эрика Берна, где есть три субличности: родитель, взрослый и ребёнок. Когда руководитель машет "морковкой" только финансовой составляющей — это отношения "родитель — ребёнок". Сотрудник зависит от руководителя, потому что он через него зарабатывает деньги.
А когда возникают осознанные отношения руководителя и сотрудника, то нужно выстраивать отношения "взрослый — взрослый". Когда две полноценных личности взаимодействуют, и осознанно производят добавочный капитал, ценности, создают блага. Они взаимодействуют с позиции "выиграл — выиграл". Когда мне хорошо, и тебе хорошо.
Алексей Чернов: Зачастую взаимоотношения в компании выстроены на манипуляциях. Манипулируя, мы даём обещания. И если они не выполняются, то человек ставит крест на своём позитивном ожидании от компании.
Когда мы отдаём себе отчёт, что сотрудник — это инструмент, ресурс, актив компании, не затрата в себестоимости — то здесь мы с полной ответственностью готовы в него там вкладываться. Тогда мы создаём внутри компании ценность и для сотрудников.
Люди живут от зарплаты до зарплаты, не задумываясь о своём будущем — что потом произойдёт? Возникает колоссальное напряжение, разочарование. Человек не знает, как инвестировать деньги. А если вдруг происходит какая-то минимальная задержка по зарплате — начинается "бунт на корабле": у меня ипотека, кредит и т.д.
Но каждый человек имеет право на обучение, и мы можем дать знания, которые не дают в школе — как управлять финансами. Как делать так, чтобы они у тебя прирастали, как позаботиться о самом себе, чтобы не было проблем "от зарплаты до зарплаты".
— Если в своих сотрудниках воспитать финансовую грамотность, то, как выстраивать с ними отношения, если они попросят об увеличении зарплаты?
Алексей Чернов: Вспомните сюжет фильма "Волк с Уолл-Стрит", когда главный герой возмутился по поводу того, что о нем Forbes написал плохо. При этом у него перед дверями офиса выстроилась очередь — люди сами готовы были платить деньги за то, чтобы устроиться в его компанию! Так как он давал им возможность абсолютно всем больше зарабатывать, стать миллионерами.
Отдел продаж может продавать больше, получая за это бонус, те, кто на зарплате — мотивированы на процент. Бухгалтер может снижать затраты компании в рамках действующего законодательства. Логист замотивирован на то, чтобы в рамках рынка понизить цену у поставщика на транспорт, на материал.
Есть не материальные ценности, которые можно создавать и внутри компании. Сотрудники будут ценить компанию за то, что она делает для них — это создание ценности наших взаимоотношений внутри компании: чтобы исключить фактор работы в постоянном стрессе, где постоянно замученные сотрудники и руководители с вымотанными нервами. Где человек, в случае ошибки, боится подойти к начальнику и сказать ему об этом.
— Каким образом финансовая грамотность влияет на взаимоотношения в коллективе?
Алексей Чернов: Компания даёт возможность человеку заработать деньги. Это первое. Второе — человек начинает откладывать деньги. А потом возникает интересный эффект — когда руководителю компании нужны деньги на развитие компании, он может воспринимать денежный ресурс сотрудников в качестве инвестиционного ресурса. Сотрудники становятся соинвесторами.
Когда сотрудник приходит в компанию, и он знает, что часть этой компании — его личный денежный вклад в виде акционерного капитала, либо долгового капитала. Тогда человек заинтересован в росте, в развитии компании, так как с этого он будет зарабатывать. У него возникает прямой интерес, чтобы все его деньги, вложенные в компанию, работали максимально эффективно. Так мы создаём доверие внутри компании.
В данном случае компания может быть островком стабильности для сотрудника. Моя задача как предпринимателя, чтобы у меня были лучшие сотрудники, чтобы у них глаза горели ради достижения финансовых показателей. При этом, помимо зарплаты, я могу дать им инструменты финансовой грамотности, которые будут показывать — как это можно делать.
Если я даю им эти инструменты — есть шанс, что люди будут мне благодарны. Они могут быть и не благодарны — это их личный выбор, но не попробовать я не могу. Я просто обязан попробовать, чтобы понять — эта схема работает. Это позволит мне капитализироваться.
На мой взгляд, предприниматель на сегодняшний день должен и обязан задумываться об этом активе и ресурсе. Потому что сотрудник — это актив, а не затрата.