Ответ, обескураживающе прост. Необходимо оптимизировать закупки. Дело в том, что из всех затрат компании до 50% приходится именно на закупки. И, согласно исследованиям, если процесс закупок организовать правильно, то это позволяет сэкономить до 40% от затрат на закупки.
Осталось понять куда именно смотреть и каким образом уменьшить потери связанные с неэффективной организацией закупок.
Начать лучше всего с цены. Дело в том, что, если компания, например, покупает компрессор, то за год работы этого компрессора на производстве, компания понесёт затраты, связанные с эксплуатацией этого компрессора в несколько раз превышающие стоимость самого компрессора.
Сюда входит стоимость электроэнергии, стоимость ремонта из-за возможных поломок, потери производства от простоев компрессора, стоимость технического обслуживания и наладки, стоимость запасных частей.
Именно поэтому обращать внимание нужно не на закупочную цену компрессора, а на полную совокупную стоимость владения компрессора (ССВ).
То есть при оценке привлекательности цены компрессоров, двух разных марок, нужно сравнивать не цену, а ССВ. И именно совокупная стоимость владения должна стать главным показателем оценки привлекательности предложения того или иного поставщика.
Следующим шагом имеет смысл провести организационные изменения самой структуры отдела закупок. Обычно в компаниях отдел закупок — это обособленное подразделение, которое довольно слабо контактирует с производством. Получая от заинтересованных лиц только заявки на закупку необходимого им оборудования или материалов. При этом отдел закупок не понимает и не анализирует потребность, производства в том же самом компрессоре. Для повышения эффективности необходимо создать такую организационную структуру, в которой отдел закупок был бы встроен во все ключевые подразделения компании, которые формируют заявки на закупки.
К чему это приведёт?
Если закупщики понимают какие задачи стоят перед производством, производственный процесс, то они совместно с представителями производства смогут намного более точно и правильно оценить потребность в материалах или оборудовании.
То есть перейти от вертикальной структуры к горизонтальной.
После этого стоит обратить внимание на сам отдел закупок, а именно на самих людей — на закупщиков. Закупщики зачастую не владеют современными методами организации процесса, а работают по старинке.
Нам же нужны специалисты, которые умеют пользоваться инструментами стохастического анализа и прогнозирования спроса, владеют современными методами управления складского остатка. Умеют создавать каталоги взаимозаменяемой продукции и автоматизировать процесс поиска товаров заменителей, могут рассчитать модель оптимизации потребления требуемого ресурса, в зависимости от потребностей производства и характеристик самого оборудования или закупаемых товарно-материальных ценностей.
Если, более подробно рассмотреть базовые устремления, знания и навыки, которыми должен обладать закупщик, то в них обязательно будут входить:
- Переговорные навыки,
- Знания языков,
- Нацеленность на снижение издержек,
- Умение выстраивать продуктивные отношения с поставщиками,
- Понимание стратегии своей компании.
Если уделить достаточно внимания всему описанному выше, то вполне реально добиться значительного снижения потерь, связанных с закупками.
А вот как это сделать правильно, и разбираем мы на нашем курсе по закупкам. Приходите будет интересно!