Одним из актуальных трендов в современном HR-сообществе является эмоциональный интеллект — EQ. Считается, что именно он является залогом жизненного успеха, а не интеллект и уровень IQ. О том, что такое эмоциональный интеллект и как его развить рассказала Татьяна Бикетова, старший преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС.
Понятие эмоционального интеллекта
В 1990 г. Джон Майер и Питер Сэловей предложили модель эмоционального интеллекта (EQ) как набора навыков индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект представляет собой адаптивные возможности оценки эмоций, управления и использования в жизнедеятельности.
В 1995 г. американский психолог Дэниел Гоулман в своей работе "Emotional Intelligence" рассмотрел эмоциональный интеллект как способность человека истолковывать эмоции собственные и окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.
Клинический психолог Рувен Бар-Он ввёл аббревиатуру EQ и определил эмоциональный интеллект через набор когнитивных компетенций, которые оказывают влияние на умение человека справляться со стресс-факторами окружающего мира.
В различных источниках "emotional intelligence" переводится как "эмоциональное мышление", "эмоциональная чувствительность", "эмоциональное сознание", "эмоциональный потенциал".
Более простое определение сводится к следующему: это интеллектуальное использование эмоций или ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том, насколько человек осознает, контролирует переживаемые эмоции, управляет своими отношениями с окружением.
EQ — это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
По результатам исследований, успешность современного человека на 80% зависит от эмоционального интеллекта. EQ лежит в основе таких процессов, как организация времени, расстановка приоритетов, принятие решений, управление отношениями. Эмоциональный интеллект является одной из базовых компетенций современного управленца. Можно говорить о положительной взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и эффективности деятельности. Сформированный EQ позволяет реагировать на причины поведения оппонента, а не на его эмоции, что позволяет эффективно выстраивать коммуникацию, адекватно воспринимать критику, понимать ситуацию общения и адекватно реагировать на конфликтные ситуации.
Фундаментом формирования эмоционального интеллекта являются самосознание, самоконтроль, социальная компетентность и управление отношениями. Первые два ориентированы на работу с собой, остальные — на эффективную коммуникацию.
Самосознание
В первую очередь, для развития эмоционального интеллекта необходимо научиться осознавать то, что с вами происходит. Эмоции — это наша реакция на окружающую обстановку. Они изменяются вместе с переменами внешних обстоятельств. Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить своё отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение "Что я сейчас чувствую?" В течение дня задавайте себе этот вопрос. При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд. Важно научиться определять источник эмоции и степень её интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, её интенсивность, её причина.
Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму:
- Событие — что произошло.
- Что я чувствую — назвать чувство.
- Физическое проявление — реакция тела.
Например, чувство стыда и незащищённости заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащённое сердцебиение и энергичность.
Ещё одно упражнение для самосознания — нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4. Зафиксируйте свои ощущения. Уменьшайте тревогу ещё на 2 деления, осознайте проявления тревоги. После этого упражнения попробуйте начать дело, которое вызывало волнение. В этом суть управления эмоциями.
Самоконтроль
Следующий компонент — самоконтроль, проявляется тогда, когда человек демонстрирует самообладание. Этот навык позволяет применять знание своих переживаний, чтобы эффективно управлять своим поведением. Самоконтроль проявляется в контроле и адекватном проявлении эмоций. Чтобы управлять эмоцией, её нужно выразить. Научитесь говорить на языке эмоций. Применяйте фразу, состоящую из трёх фрагментов: "Я чувствую…"; "Потому что…"; "Я хотел бы…". Например, "Я озабочен и обижен, потому что…"; "Я хотел бы, чтобы…".
Социальная компетентность
Составьте пару положительных и отрицательных эмоций по этой формуле. Социальная компетентность — третий компонент — позволяет увидеть истинную причину происходящей ситуации и не вступать в выяснение отношений. Для этого нужно научиться трактовать поведение другого человека. Важно в любой реакции и поведении вашего оппонента выделить, во-первых, намерение — истинную причину. Во-вторых, действие — то, как человек реализуют причину. Действие может быть положительным и конструктивным или отрицательным и разрушительным. Например, по отношению к вам продемонстрировали неприемлемое поведение. Ваша ответная реакция может быть оскорблением или объяснением своей позиции с предложением вести себя иначе. В-третьих, значение — то, каким смыслом вы наделяете действие. Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — игнорирование вас и, как следствие, обида.
Управление отношениями
Четвёртый компонент — управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнёра по общению.
Определите важные для вас формальные и неформальные отношения. Для личных отношений выберите период — неделя, для деловых — один-два месяца. Разделите лист на две колонки, левый столбик обозначьте как "+", правый — "-". Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнёра, например, улучшали его настроение. В правом — ухудшали его. Проанализируйте, какое влияние вы оказали на своё эмоциональное равновесие в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам сохранить его на прежнем уровне или улучшить? Если в левой колонке представлено большое количество положительных действий, проанализируйте, не нарушается ли баланс и в этом случае? Возможно, вы очень активно включены в процесс взаимодействия, достаточно ожидаете и получаете взамен? В обеих ситуациях составьте план действий, которые помогут вам поддерживать баланс. Такой анализ позволяет управлять отношениями.
Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества. Разница между IQ и EQ заключается в том, что IQ — это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. Коэффициент интеллекта определяет степень развития умственной деятельности человека. EQ — это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
"Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру", — писал Дэниел Гоулман, американский психолог.