"Гуляй шальная императрица…" и прекрасная мадам в увядающей стадии бальзаковского возраста, распахивая свою шубку из стриженого каракуля, одной рукой нежно придерживая бутылку "бейлис", а другой, не хуже терминатора, догнавшего Сару Коннор, вцепившись в Антона Ивановича, помощника завскладом, врывается в караоке-бар на окраине города. А душа требует и стучит изнутри, правда, не ясно чего — любви, песни или вздремнуть часок. Ближе к четырём часам утра её заберёт муж на синем "Москвиче", где принцесса медленно на заднем сиденье превратится в тыкву. А завтра будет стыдливо опускать глаза и целую неделю не отважится приставать к Антону Ивановичу со срочными заявками по складу.
Кризис, упадок экономики во всё вносит свои коррективы. Корпоративов всё меньше. Но мы привыкаем, подтягиваем пояса, ужимаемся. Снова учимся делать ремонт из подручных материалов. Снова появляются вывески "Ремонт компьютеров и бытовой техники". Мы все переориентируемся.
Для меня ситуация кризиса ярко проявилась на темах тренингов, которые сейчас востребованы. Если раньше диапазон тем был широким: и стресс, и эмоциональное выгорание, и управление, то сейчас основной запрос — "как повысить продажи". Оно и понятно. Но это не всё. К моему удивлению, вырос запрос на деловые игры. Тема, безумно популярная в Москве или Питере, добралась и до регионов. Раньше деловые игры были не столь популярны. Почему сейчас? Ведь в игре не отрабатываются конкретные навыки, нет очевидного заранее прогнозируемого результата.
А ответ оказался простым и забавным. Кризис заставил всех подчистить лишние расходы, убрать излишки, бесполезные строки в сметах. Одними из первых рухнули ставшими привычными корпоративы. Да-да, время стыдливого утра и желания посетить отдел кадров, к счастью или к сожалению, уходит. Не готовы бизнесмены тратить денежку на сауны, рестораны и алкоголь, льющийся рекой.
Но цель-то осталась. Всем нужна эффективная команда, сотрудники, работающие с душой, дружный коллектив и всё такое. А ещё такие мероприятия нужны, чтобы поставить точку, отпраздновать событие. Рассказать всем и самому себе, какие мы молодцы, как мы эффективны, как мы круты. Именно в таком формате хорошо празднование, но уже не с привязкой к конкретной дате. Это самое — каждый год 31 декабря мы с мужиками ходим в баню. Достигли поставленной цели — вышли на объёмы, успешно ввели новую линейку производства и т.д. — отметили! Действие из разряда: "Хорошо поработали — хорошо отдохнули".
Однако праздники календарные тоже никто не отменял. И привязка к ним связана с такой важной историей, как традиция. Традиция — это один из самых сильных сплачивающих и командообразующих факторов. Если традиция принимается и с удовольствием выполняется всеми, она является прекрасным клеем для команды. И с этой точки зрения корпоративы, привязанные к календарным праздникам — это святое для нашей страны ещё со времён детского сада. Все эти утренники, поздравления мальчиков и девочек на гендерные праздники — важная часть нашей культуры, и их отсутствие хотя бы в минимальном формате вызовет разочарование у ваших сотрудников.
Какие варианты корпоративов на календарные праздники кажутся мне наиболее целесообразными:
- Небольшой праздник без отрыва от производства. Особенно эффективно для сотрудников, склонных к выгоранию — операторы на телефоне, менеджеры по продажам и т.д. Мы не устраиваем ничего глобального, мы лишь добавляем анимационные элементы в нашу привычную работу. В небольшом колл-центре, где стояла очень острая проблема выгорания сотрудников, мы ввели традицию ежемесячных праздников. Всё было очень просто. Вводился определённый дресс-код: например, отмечаем 8 марта — все девушки в платьях, юноши — в рубашках. Угощения сотрудники приносили сами, что-то закупалось на небольшой выделенный бюджет. Ну и проводился какой-то конкурс или анимационная программа. Бюджет минимальный, от работы почти не отвлекаемся. Цели, я думаю, понятны — мотивация, команда, некая "свежесть" в работе и т.д.
- Те самые деловые игры. Их много, они могут быть тематическими. Плюс деловой игры, что это не просто пьянка-гулянка "за счёт фирмы". Деловая игра несёт конкретную цель. Это хороший диагностический метод и инструмент развития навыков переговоров, планирования, внутригрупповой коммуникации и пр.
- Праздник, который сотрудники организуют сами. Вопреки расхожему мнению сильнее всего сплачивает не вместе выпитый ящик водки, а общая значимая цель. Идеально, если эта цель привязана к цели компании. Например, стать самыми крутыми в своей сфере. Но даже такая небольшая цель, как вместе сделать праздник, уже сплотит более качественно. Об этом обязательно напишу одну из следующих статей.
А какие ещё варианты "приличных" корпоративов вы используете в своей практике?