Долго созревала, чтобы написать эту статью, прямо-таки несколько месяцев. Но сегодняшнее in-app уведомление одной известной соцсети с предложением оплатить фоновое прослушивание музыки окончательно меня вдохновило. На сайте — можно слушать бесплатно, но только сворачиваешь окно, музыка пропадает. До этого было — слушай сколько хочешь.
Я не много пишу о бизнесе, хотя мне точно есть о чем сказать и в меру опыта в бизнесе и в меру образования.
Начну издалека. 2009 год, я студентка 3 курса УрГЭУ-СИНХ, провожу настоящее маркетинговое исследование для курсовой своими силами, разумеется, без всякого бюджета. Составляю анкеты, читаю сайты производителей, опрашиваю всех знакомых, хожу по магазинам, изучая ассортимент, выкладку, POS-материалы, цены. Прогоняю полученную информацию через весь базовый маркетинговый инструментарий и вуаля! Точно определяю товар-звезду и прямого конкурента. После этого маркетинговая стратегия на 5 лет рождается сама собой. Забегая вперёд, скажу, что именно так и продвигалось это предприятие в последующие годы, теперь уже ни у кого не вызывает сомнение их лидерство не только в нашем регионе, но и в близлежащих. Напрямую с ними я не взаимодействовала. Есть идея, что при профессиональном маркетинговом подходе, мысли совпадают. Я получаю блестящий отзыв и оценку "отлично" без защиты.
Занавес. Аплодисменты.
Какие выводы я тогда для себя сделала…
Если хочешь что-то продать, встань на место своего потребителя и пройди весь путь сам
Тайный покупатель — для ленивых, только сам, только hardcore. Почувствуй его, пойми его боль, его трудности, "надень его ботинки", проанализируй предложения конкурентов и своё и проанализируй из инсайдерской позиции — чего бы мне хотелось как потребителю? Что для меня важно? Как я буду выбирать?
Уже много позже, на психфаке, я узнала, что это называется эмпатия.
А тебе приятно, когда так с тобой?
- Тебе приятно, когда тобой манипулируют, давят на твои любимые мозоли и слабые места?
- Когда дают что-то бесплатно, а потом отобирают (дают конфетку и забирают)?
- Когда давят и заставляют принять сложное решение прямо сейчас (или женись или пшёл вон! Это не опечатка)?
Один раз, несколько лет назад, я получила 48 писем на свой личный e-mail с предложением скидки 10% в честь своего дня рождения и чуть не заплакала от обиды. Все хотят только моих денег! — подумала я.
А что бы подумали вы?
Так почему же тогда с потребителем так можно?
Опять же, много позже, я узнала, что это называется рефлексия.
Весь "гениальный" маркетинговый инструментарий базируется на азах психологии
Бизнес и экономика — это отдельный способ коммуникации и человеческой жизнедеятельности. И это определение из академических учебников. Бизнеса без людей не бывает, и клиенты — это люди, в первую очередь.
Гениальным я считаю такой маркетинг, когда потребитель искренне счастлив от взаимодействия с брендом, он наслаждается товаром или услугой, он её рекомендует близким, он получает эстетическое удовольствие от рекламы и точек продаж.
Опять же, много позже, я узнала, что это называется искусство коммуникации.
Честность — всегда побеждает
Психология в бизнесе выделяет целый ряд архетипов. И торговлей управляет архетип Купца (в типологии Зинкевич-Евстигнеевой, Мужские сказки, в других типологиях иногда пишут о боге торговли Меркурии).
Основной посыл Купца — вот тебе моё честное купеческое слово. Из истории мы можем узнать о том, что купцы работали исключительно на своей репутации. Это было в те времена, когда юриспруденции, как таковой, ещё не было, и все на что опиралась торговля — это на отношения! Человечество придумал очень много способов регулирования экономики и рыночных отношений, но по сути мало что изменилось.
Потребитель верит последовательному и честному бренду. Потребитель больше не ходит в магазин, где ему разок подсунули тухлое мясо. И если нет честности, то никакой рекламный бюджет и "плюшки" не спасут.
У меня много веры, на самом деле, в маркетинг и маркетологов, да и в бизнес вообще. Я вижу значительные улучшения в способах коммуникации брендов с потребителем в последние годы.
В этот день рождения я получила 2 поздравления, которые я, как потребитель, запомнила и помню до сих пор. Один банк подарил мне возможность выбрать полноценную электронную книгу в интернет-магазине, книг было несколько десятков, от художественных до последних бизнес-новинок. И когда я нашла в этом списке книгу, которая в бумажном варианте стоит около 1200 р, и которую я очень хотела приобрести, но все как-то руки не доходили, я была искренне счастлива. И ведь не в стоимости дело. Я в самом деле почувствовала, что маркетологи этого банка подумали обо мне, я всерьёз ощутила заботу бренда о себе, они угадали с подарком — вот что самое ценное.
Для сравнения — другой банк тоже мне подарил электронную книгу, но это была прямая ссылка на скачивание одной конкретной книги. Вы же понимаете, в чью сторону падёт выбор, когда появится потребность?
И второй подарок, который меня прямо впечатлил — это целый полноценный день в фитнес-клубе, с любыми тренировками, сауной и бассейном. И ведь довольно типичный приём, но с очень "вкусным" акцентом — честностью. Дать бесплатно полноценное и хорошее, настоящий "тест-драйв", а не "бракованное и усечённое".
Вот такие мысли. Если для вас это было полезно, не жалейте лайк/нравится/спасибо!