Как психолог в моих соцсетях я веду рубрику #вопросыпсихологу_екб.
Недавно я получила такой вопрос: что делать, если мой бизнес мне надоел?
Я обожаю работать с бизнес-запросами именно как психолог, хотя часто без коучинговых знаний так же не обходится.
Конечно, с таким вопросом стоит разбираться индивидуально, но общие моменты, о которых мне думается, изложу в этой статье.
Вообще, я считаю, что это вопрос про произошедшие личностные (!) изменения владельца бизнеса. И я считаю, что эти изменения могут касаться одной или сразу 3 сфер личности — ценностей, потребностей, и своей роли как хозяйствующего субъекта.
И я бы предложила ответить на вопрос: а что именно надоело? Моя роль в бизнесе, идея бизнеса или сам бизнес?
Начну с потребностей. По моему опыту, из того, что я наблюдаю в бизнес-реальности, основных — 4:
- Реализация родительского (чаще материнского) начала: бизнес как мой ребёнок.
- Реализация Эго — бизнес как нарциссическое расширение, моё продолжение. На более глубоких уровнях речь идёт о потребностях во власти, признании, утверждении авторитета.
- Реализация творческого начала — бизнес как идея, которую хочется воплотить, деньги не важны.
- Потребительское отношение — бизнес как источник дохода. Бизнес-идея выбирается путём сухого маркетингового анализа: выбирается рынок, на котором уже есть много денег или перспектива их появления в ближайшем будущем.
В контексте потребностей мы можем иметь дело с тем, что та потребность, ради которой бизнес открывался, уже удовлетворена, и появилась новая, которая может не осознаваться. Что делать, если я наигрался в "повелителя мира" или "мамочку"?
Здесь необходимо разбираться индивидуально. Это достаточно глубокий процесс личных изменений, пройти который без профессиональной помощи бывает сложно.
Если говорить о ролях, часто владельцу бизнеса надоедает тот функционал, который он выполняет: основного работника или директора/управленца. Этот момент очень хорошо описан в книге Константина Бакшта "Как угробить собственный бизнес". Я не всегда согласна с этим автором, но это книга превзошла все мои ожидания. Владельцы бизнесов, все-таки, не так часто пишут книги.
Основная идея книги в том, что будучи основным работником в бизнесе, вообще нельзя говорить о предпринимательстве. Это уровень ремесла, и высокого мастерства в деле. И если это так, важно иметь смелость самому себе признаться — для меня достаточно свободы и самозанятости, я не хочу ничего более. И в этом нет ничего плохого. Я считаю, что если деятельность приносит удовлетворение и уровень дохода вполне позволяет неплохо жить, то это уже большое счастье.
Такой вид бизнеса существовал испокон веков, в том числе и на Руси и в царской России, и в странах Европы. Вспомните кузнецов, гончаров, кожемяк. Кто-то находит себя в свободе и самореализации, и не стремится к власти, инновациям, сверхприбылям.
По Зинкевич-Евстигнеевой это архетип Крестьянина. Человек действительно способен получать удовольствие от "возделывания" своего поля деятельности. В этом есть своя красота и своё удовольствие.
Точно так же, по мнению Бакшта, речь не идёт об истинном владении бизнесом, когда его владелец является его руководителем.
Многие современные бизнес-гуру сейчас исповедуют эту идею: если хочешь вырастить серьёзный бизнес, то первым наёмным работником в нем должен быть директор. На самом деле, владеть бизнесом и управлять им — абсолютно противоположные задачи. Директор выполняет административную (равно рациональную, ограничивающую, отцовскую функцию), владелец — творческую (рост и развитие, забота, материнская функция). Это действительно непосильная задача — совмещать эти обе роли.
Помните детскую песенку: "Папа может, папа может… Всё, что угодно, только мамой не может быть"?
Опять же, это конфликт на уровне архетипов — Шута (у Юнга это Маг) либо Купца и Монарха (Правителя). Их тяжело совмещать одновременно, но принять решение о выходе из бизнеса в качества управленца является тяжёлым решением. Хотя с бизнес точки зрения это очевидное решение, психологически оно даётся тяжело. Чаще по причине большой требовательности владельца бизнеса к самому себе, отказ признавать ограниченность своих способностей.
Бывает и обратная ситуация, когда владелец бизнеса крайне рационален, не склонен к риску. Тогда для завершения этой дуальности ему как раз требуется человек, который будет воплощать творческую сторону бизнеса. Это может быть рекламщик, креативный директор, директор по развитию. И здесь важно не ошибиться с выбором. Бывает так, что владельцы бизнесов формируют команду лишь из себе подобных и потом удивляются, почему бизнес не взлетает. Взять на работу такого творческого человека может быть персональным личностным подвигом, и этот процесс может сопровождаться страхом. И это тоже про психологию владельца бизнеса — как мне найти того, кому я смогу доверять?
Но в этом варианте может быть ещё такой вариант развития событий — когда владелец бизнеса осознает, что управлять ему нравится гораздо больше, чем владеть, выбор вполне может пасть в развитие управленческой карьеры в найме. И опять же, в этом нет ничего плохого.
По моим наблюдениям, владельцы бизнесов очень требовательные к себе люди, выставляющие самим себе малореальные требования и ожидания. И это приносит страдания. В этом смысле психолог способен помочь осознать все эти мотивы и помочь вернуть свободу выбора.
Если говорить о ценностях, речь может идти о изменении уровня ценностей по Грейвзу. Очень важно понять, где я находился, когда открывал этот бизнес, и где я сейчас?
Всего Грейвз выделяет 7 уровней ценностей:
- Бежевый — примитивное выживание,
- Фиолетовый — мистические верования,
- Красный — власть, сила,
- Синий — правила,
- Оранжевый — успех,
- Зелёный — команда,
- Бирюзовый — единство.
Большинство современных бизнесов находятся в градациях от красного до зеленого.
Этот вопрос вдохновил меня на создание цикла индивидуальных консультаций "Мой бизнес. Перезагрузка". Цикл состоит из 5 занятий по 2 часа каждое. На этих занятиях я могу помочь осознать мотивы и ценности, и наметить пути дальнейшего развития в бизнесе, принять сложные на данный момент решения и понять себя. Используются современные психологические подходы, коучинг и бизнес-знания. Запись и подробности — через личное сообщение.
Не жалейте пять звёздочек. Мне приятно .