Мало кто знает, что слово "кризис" на китайском пишется в два иероглифа. Первый означает опасность, а второй — возможность.
Ещё с конца 2014 года СМИ начали трубить про кризис, но большинство компаний реально почувствовали его на себе только сейчас. Январь и февраль как обычно для многих был не сезоном, поэтому никто не "парился". Розничные компании как обычно сделали хорошую выручку на 23 февраля и 8 марта и начали готовиться к увеличению продаж. Однако те, кто закупал товар из Европы или Китая уже в феврале отметили рост закупочных цен на 25–50%. Дальше ситуация начала раскручиваться как снежный ком. В большинстве компаний индексаций зарплат не произошло, а стоимость потребительской корзины выросла. Конечные потребители стали отказываться от товаров не первой необходимости, закупочные цены продолжили расти, а поток клиентов сократился, и в торговых центрах, напичканных магазинами, начали появляться пустые места.
Каждая пятая компания кризиса просто не заметила. С другой стороны Российские производители и компании, которых их обслуживают, начали достаточно быстро расти, так как анти-санкции начали вытеснять иностранных конкурентов.
Но так или иначе ни те, у кого дела пошли сильно хуже, ни те, у кого дела пошли лучше, не были готовы к таким резким изменениям. И те, и другие оказались в кризисной ситуации просто потому, что не были готовы к такому повороту событий. И оба типа компаний одновременно столкнулись с таким количеством вопросов, которые были не готовы решать. И ошибка в решении которых кому-то может стоить сотен тысяч недополученной прибыли, а кому-то будет стоить бизнеса.
Тем, кому кризис дал возможность захватить освободившийся рынок, я хочу пожелать как можно скорее составить план развития на этот год, главной линией которого будет вопрос того, как максимально быстро забрать клиентов ваших обанкротившихся конкурентов, предоставляя товар максимально хорошего качества. Для вас это год, когда вы можете сделать 200–300 и даже 400% от результатов прошлого года. Такая возможность бывает всего раз в десятилетие. А иногда и раз в жизни.
Тем, кому кризис принёс большие потери в клиентах и рост закупочных цен, я могу порекомендовать не делать самых губительных и самых распространённых ошибок, которые похоронят ваш бизнес:
- Не сокращайте затраты на рекламу. Реклама — это то, что привлекает клиентов в вашу компанию. Если у вас стало меньше клиентов, то уменьшив расходы на рекламу, вы рискуете вообще их лишиться. Используйте опросы ваших клиентов, чтобы сделать более эффективную рекламу Направьте её на те типы клиентов, которые остались платёжеспособными, но ни в коем случае не уменьшайте расходы на рекламу. Если ваши дела плохи, поверьте, у ваших конкурентов они не лучше. Некоторые уже закрылись, и реклама — это единственный способ для вас забрать их клиентов и остаться наплаву.
- Всегда предоставляйте то, что пообещали. И в первую очередь то, что вы обещали вашим сотрудникам. Вы должны стать одной командой и начать работать на 100% вашей эффективности. Невыплата обещанных премий, срезание зарплат — это то, что уменьшает эффективность работы ваших сотрудников. Это роскошь, которую сейчас вы не можете себе позволить.
"В июле я приеду по приглашению в Россию, чтобы посвятить два дня встрече с владельцами и руководителями бизнеса на обучающем семинаре по антикризисному управлению. Я буду давать проверенные инструменты антикризисного управления как для различных типов компаний и ситуаций, в которых они находятся. Я буду рассказывать о том, как привлекать клиентов в кризис, как использовать кризис для получения лучших условий у поставщиков и арендодателей, как быстро увеличить эффективность персонала и как заставить ваших сотрудников работать, а клиентов платить. Это будут только проверенные в моих собственных бизнесах и бизнесах моих клиентов и партнёров инструменты, которые легко понять и легко внедрить. Приходите, я буду рад вас видеть!", — Основатель и владелец Ideas Free Boss, бизнес-консультант компаний Mazda, Johnson & Johnson, Hugo Boss. Марк де Турк.