Анализируя литературу по франчайзингу, работающие модели компаний, а также свой опыт, можно прописать перечень этапов внедрения франчайзинга:
Первый этап — это принятие принципиального решения о развитии своей сети через франчайзинг, потому что есть и другие способы. Да и не всем он подходит. Но что точно не стоит делать, так это сидеть ровно на месте, когда вокруг идёт передел рынка. Что надо сделать:
- Оценить привлекательности рынка и обосновать целесообразности его освоения;
- Оценить собственные ресурсы и их достаточность (деньги, люди);
- Оценить силу своего бренда (или начать над ним работать). Если сила недостаточна для развития за пределы существующего рынка, то использование франчайзинга невозможно.
Второй этап — это подготовка к использованию модели франчайзинга:
- Разрабатываем стандартный пакет интеллектуальной собственности, предоставляемого франчайзи (франшизы);
- Регистрация франчайзером интеллектуальной собственности (например, товарного знака);
- Выбираем стратегию развития (их несколько: стандартный, мастер-франчайзи, конверсионный, "рабочее место" и т.д.);
- Разрабатываем стратегию продвижения сети (чтобы потом не сидеть сложа руки, теряя деньги и время). т. е. выбираем инструменты формирования её образа в глазах конечных клиентов, так и потенциальных франчайзи;
- Разрабатываем метод оценки потенциальных франчайзи;
- Пишем алгоритм обучения франчайзи;
- Вместе с юристом создаём франчайзинговый договор. В договоре должны быть чёткие и внутренние непротиворечиво регламентированы права и обязанности участников и защищать интересы франчайзера (в первую очередь;
- Разрабатываем процедуры контроля деятельности франчайзи.
Третий этап — это отбор внешнего оператора, т.е., кто будет, если не вы сами, заниматься продажами франшизы и как будет происходить:
- Определяем размер и охват франчайзинговой сети в целевом регионе (т. е. количество и местонахождение франчайзи);
- Размещаем предложения о поиске потенциальных франчайзи в регионе;
- Проводим сбор заявок;
- Проводим оценку перспективных франчайзи, затем отбор. Франчайзер должен тщательно оценить поступившие заявки и отобрать те из них, которые соответствуют его общим требованиям к франчайзи;
- Корректируем методики отбора франчайзи. Формулируем требования к франчайзи.
Четвёртый этап — это подготовка к сотрудничеству с партнёрами:
- Окончательное согласование параметров договора;
- Проведение обучения франчайзи;
- Открытие франчайзинговых точек;
- Организация управленческой и консультационной поддержки франчайзи;
- Дорабатываем алгоритм обучения франчайзи.
Пятый этап — это исполнение контрактных обязательств:
- Добросовестное исполнение франчайзи и франчайзером своих обязательств по договору;
- Текущий контроль франчайзером качества работы франчайзи;
- Внесение франчайзи изменений в свою работу в случае необходимости;
- Возможный разрыв франчайзером отношений с франчайзи, в случае его неспособности добросовестно и в полном объёме выполнять свои обязательства по договору.
Шестой Завершение франчайзингового договора (у договора есть свой срок от 3-х лет и больше):
- Итоговая оценка франчайзером качества работы франчайзи (с учётом как внешних, так и внутренних факторов);
- Принятие решения о продлении отношений с франчайзи;
- Принятие решения о сохранении представительства франчайзера в данном месте.
Этот этап имеет ключевое значение для франчайзи, поскольку от него зависит, сохранит ли он свой бизнес или нет. Здесь франчайзер оценивает эффективность работы партнёра и решает, стоит ли с ним продолжать дело. Для этого он регулярно корректирует и пересматривает все элементы, связанные с развитием франчайзинговой сети.
У вас могут добавлены этапы, все зависит от бизнеса. Но основные моменты должны присутствовать.