Существует несколько подходов к рассмотрению того, какими базовыми принципами определена и чему подчиняется любая публичная ситуация и действующие в ней лица. Мне ближе подход, основанный на том, что публичность включает в себя иерархии: участники действа не равны. По ситуативным статусам они не равны всегда (например, один хозяин площадки, другой — гость); по социальным статусам они не равны часто. Психологически неравенство это суть власти. И вопросы взаимодействия акторов коммуникации всегда связаны с вопросом власти: кто главный?
Задача спикера британского парламента быть модератором коммуникации. Модератор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — человек, имеющий более широкие права по сравнению с другими участниками процесса. То есть, имеющий свою, ситуативную власть. Конечно, относительную и ограниченную временными рамками самого процесса. Но в этом процессе он не равен другим. Посмотрите, как спикер постоянно призывает именно к порядку. Его функция, как модератора — обеспечивать выполнение правил, регламента. Наказывать за невыполнение. Подобно сотруднику дорожной полиции, обеспечивающим выполнение правил другими участниками движения. Мы так его и называем: представитель власти. Вот и модератор мероприятия такой же представитель власти.
В идеальном случае модератор не должен высказывать собственный контент. Он не заинтересован в содержательном итоге дискуссии, а в процессуальном итоге. Его власть распространяется только на регламент мероприятия, на право давать и не давать слово, устанавливать время выступлений, разрешать конфликты, не высказывая собственного отношения к содержанию процесса коммуникации. Именно поэтому, например, в парламенте Британии спикер лишён права голосования. Но это в идеальном случае, зачастую, модератор превращается в ведущего (того, кто буквально ведёт обсуждение куда-то) и имеет свои цели касаемо итогового содержания мероприятия.
Хороший модератор старается как можно реже говорить сам, ещё реже высказывать своё мнение или отвечать на содержательные (в отличие от организационных) вопросы. Поэтому большую часть адресуемых ему реплик и суждений он передаёт для ответа и отреагирования другим участникам процесса. Его основная задача обеспечить процесс коммуникации, а что станет содержанием результата дискуссии — это забота остальных участников.
Конечно, помимо того, что модератор удерживает встречу в регламенте и помогает точно выдерживать повестку дня, он следит за развитием содержания и старается, по возможности, направлять дискуссию в то русло, которое отвечало бы поставленной цели мероприятия. Здесь очень важно словосочетание "по возможности" — жёсткое продавливание собственной точки зрения, собственного содержания приведёт к тому, что дискуссия свернётся до формального присутствия участников. Или участники модератора сменят. То есть, произойдёт, своего рода революция. Буквально — смена власти, пусть и ситуативной.
Посмотрите видео в приложении к этому тексту. Это хорошая иллюстрация того, что такое работа модератора. Понимаемая, как исполнение функции управляющего (от слова "правило") процессом коммуникации. Конечно, каждый модератор окрашивает работу своим эмоциональным фоном, в зависимости от темперамента .