Поговорим о мотивации, нематериальной. Да ещё с точки зрения психологического возраста. Да ещё с точки зрения реальной!!! этичности.
Итак, по тому на что люди реагируют и на что "зажигаются", можно сделать предположения о психологическом возрасте человека.
Если человек "заводится" на похвалу, скорей всего, он в состоянии психологического подростка, так как ему сейчас важна оценка со стороны, признание, внимание, восхищение, одобрение и пр. Это не хорошо, не плохо. Все мы через этот в жизни проходим. Просто есть куда ещё расти . И при конструктивном переходе мы очень много ценных артефактов с этого возраста возьмём и на дальнейший жизненный этап и в дальнейшую жизнь.
Если же человек с удовольствием принимает "благодарность", то возможно речь идёт о психологически взрослом человеке, которому в ответ на его действия, усилия и прочее было бы приятно получить как минимум слова благодарности, а как максимум такие же ответные действия или с превышением. Кстати, такие люди в ответ на благодарность всегда отвечают: "Пожалуйста". Возможно, добавляя что-то ещё в этом же духе.
Тут у многих сейчас вспомнится знаменитая установка, про то, что хочешь сделать — делай, но не жди ничего в ответ. Ждать — то можно и не ждать (если такой вариант вам нравится). Но про оценку и понимание людей никто ничего не говорил… Значит и оценить можно, и понять, и выводы сделать. Надо ли для этого человека, раз он даже поблагодарить словами не может, в следующий раз что-то делать или не стоит?
Аналогично можно сделать предположение и о возрасте того, кто благодарит (скорей всего, взрослый) или хвалит (скорей всего, сам подросток). То есть люди в состоянии психологического подростка будут хвалить тех, кто им добрые дела делает, а люди в состоянии взрослого — благодарить словами и возможно ответными делами.
А далее совсем интересно.
Если это 2 подростка — то между ними всё прекрасно. Они друг друга хвалят, восхищаются и счастливы. Пока кто-то из них не повзрослеет.
Если это 2 взрослых человека, они благодарят друг друга и все у них прекрасно на долгие годы.
Но если они разных психологических возрастов… То тут конфликты… Причём в основном со стороны подростка. Он не понимает ещё ценности благодарности, но не получает "похвалы" и чувствует себя отверженным, непризнанным, непонятным и пр. Да и взрослому некомфортно… Ему уже давным — давно не нужна оценка со стороны, он все уже у себя оценил и все про себя понял. На лесть не ведётся, на не конструктивную критику даже не обращает внимания. А вот благодарность в той или иной форме (слова, дела) было бы получить приятно. Это решаемая ситуация… Взрослому надо начать хвалить подростка, пока тот не повзрослеет. И понять, что от подростка слова "похвалы" — неплохо. Стоит ли думать над дальнейшим продолжением отношений? Да… Насколько разница в возрасте критична…
А если и не хвалят, и не благодарят за дела праведные? Тут 3 варианта:
- Видимо, это люди лишённые знаний об этом…
- Считают, что вы не ценны и то, что вы делаете не ценно.
- "Потребители" со всеми вытекающими.
Работать быстро и эффективно получится только с первым… Объяснили, рассказали, дошло, сделал.
За вторым типажом, как правило, скрывается огромное количество интеллектуальных и психологических проблем. А ещё и это главное — куча иллюзий и стереотипов. Придётся попотеть, чтоб разобраться с иллюзиями, а затем и со всем остальным.
Ну, а третье? А третье — уже не лечится… Делайте выводы и принимайте решения.
Эта информация подойдёт как для рабочих отношений, так и для личных. Люди везде люди, независимо от того, в какой роли они сейчас находятся — коллега, сотрудник, начальник, партнёр, друг, родственник, близкий, любимый человек.