Не боюсь выглядеть парадоксальным, говоря, что от организации тренинговоего рынка зависит будущее страны. На это есть такие соображения.
Идём прагматически — от проблемы.
Что такое современная цивилизация? Конкурентная борьба, которая характеризуется множеством возникающих переменных, частотность возникновения которых практически невозможно предугадать, а тем более среагировать неповоротливому гос. образованию, а тем более сформировать быстрый и адекватный ответ. С точки зрения современных вызовов, государственное официальное образование становится очень предварительным, в некотором смысле ликбезом общего порядка. И пусть будет.
Но кто ответит на остальные вызовы?
Вторая часть проблемы — огромное количество людей, сбитых с толку "высшим образованием" в 21 год. Невозможно предварительное, лично не проверенное неиспытанное называть высшим. Ведь если высшее — то оно и конечное. А ситуация в реальной жизни обратная: именно когда человек в 21 год получает диплом и выходит работать, на его все обрушиваются проблемы, которые он не знает, как решать. И он не поднимается по карьерной лестнице, а спускается по ней из-за бесконечных, зачастую трагических, ошибок. А ошибки неизбывны: нет знаний — будут ошибки. И никакой диплом не поможет.
И вроде надо доучиться, но на руках высшее образование — вроде всё уже изучено, "класс" на руках.
Нерешение этих двух фундаментальных проблем приводит к главному — тотальной неконкурентности новых поколений. Если в СССР доучивали уже на рабочем месте и человек рос, то сейчас это делать негде. А моментально не готовить людей отвечать на вызовы рынка и конкурентные вводы, то наше поражение на рынках гарантировано.
Где выход из положения? Ответ один — в организации федерального тренингового рынка.
Прежде чем говорить о конкретном формате организации тренингового рынка, остановимся на тех свойствах тренингового подхода, что должны решить исход дела, а значит закладываться в сами стандарты этого рынка.
- Высокая скорость подготовки — возможность за короткий срок принять максимум знаний и навыков.
- Интенсивность подготовки — возможность стремительно переводить количество знаний в качество навыка.
- Предметность — узкое приложение и конкретизация подготовки.
- Реальный индивидуальный подход — позволяющий готовить именно этого человека именно к заданной цели.
- Режим тренинговой отработки элементов, вплоть до натаскивания — отработки до степени уже-готовности элементов.
- Стрессовый режим подготовки, что приближает человека к реальной конкурентной среде, где мало церемоний, много столкновений.
- Формат прямой ответственности — поскольку в тренинговой подготовке из участия выводится тот, кто в государственной системе выступал заказчиком — родители, человек сам становится заказчиком своей подготовки.
- Полное отсутствие статусных церемоний — что обнажает реальные компетенции человека, а значит те слабости, которые требуется усилить.
- Оценка, исходящая не от гос. преподавателя, который насколько удалён от неё, насколько заинтересован, а от той проблемы, которую он решает.
- Тренеры — действующие практики, и это принципиально.
- Подопечный покупает реальные знания и навыки, а не диплом.
Названные параметры подготовки, несомненно, объясняют:
- Почему тренинговый бизнес не может быть государственным.
- И почему именно ему решать проблему подготовки конкурентного человека для современного рынка.
А с учётом того, что тренинговая культура — это навсегда, то постоянное повышение тренинговой системой конкурентности отечественного бизнеса и есть залог побед в конкурентном поле современного мира.
Однако главным вопросом остаётся стандарты, технологии и система подготовки, что без участия государства невозможно представить, потому что во многих позициях государство выступает как заказчик и контролёр. Ведь требуется именно организация рынка, потому что сегодня мы видим не рынок, а базар, напоминающий челночные развалы 90-х. Это не плохо, но это ненадолго: где теперь эти челночные развалы?
С тренинговыми предложениями придётся сделать то же самое: челночное любительство превратить в систему федеральной тренинговой подготовки конкурентного бизнеса и политики.