Мечта любого руководителя — иметь ответственных, лояльных и высокомотивированных сотрудников — может стать реальностью.
Как считает автор известного бестселлера "Бизнес в стиле фанк" Кьелл А. Нордстрем, в нормальных компаниях интеллектуальный потенциал организации используется максимум на 15%. То есть уровень использования наиболее критичного для компании ресурса неприемлемо низок.
Почему это происходит? Ответ прост — мы принимаем существующее положение дел за нормальное, и даже не предполагаем, что может быть по-другому. Сотрудники кажутся занятыми на 80–120%, но это, как правило, иллюзия. Занятость не равна производительности, а сколько теряется из-за скрытых и явных конфликтов, лени, недостатка инициативы и саботажа, даже представить сложно.
Сейчас, в сложной экономической ситуации, практически все компании ищут возможности повышения эффективности — с одной стороны за счёт сокращения издержек и оптимизации, с другой стороны — за счёт повышения производительности труда. Как правило, за счёт сокращения издержек можно поднять эффективность на 3–5%, кому-то при креативном подходе удаётся до 7–10%, но это — счастливчики! А как управлять производительностью сотрудников, вообще мало кто знает, хотя именно это может дать рост эффективности намного больший, чем сокращение издержек.
Чаще всего, когда хотят большего от сотрудников, отправляют их учиться на различные семинары и тренинги, повышающие их профессиональный уровень. Конечно, это даёт свои плоды. Но они всегда меньше, чем ожидалось. А ещё появляется риск того, что сотрудник, приобретя новые знания и сертификаты (т.е. повысив свою стоимость на рынке труда) спустя некоторое время покинет компанию, считая, что достоин большего. Поэтому этот способ вряд ли в полной мере решает задачу реального повышения эффективности сотрудников и организации.
В действительности есть инструменты, с помощью которых вполне реально раскрыть потенциал сотрудников и получить существенно большую отдачу от их деятельности. Это — перенос акцента с внешней мотивации на внутреннюю, развитие в сотрудниках ответственности и лояльности и изменение их отношения к самому процессу деятельности. Когда сотрудники учатся любить и ценить свою работу и организацию, уважать своего руководителя и коллег, конструктивно взаимодействуют и используют свой творческий потенциал, организация расцветает. И это не фантастика, а вполне реальная задача.
Именно сейчас для компаний как никогда актуально научиться раскрывать потенциал своих сотрудников, т.к. это самый реальный способ повысить эффективность компании и устойчивость на рынке.
Может ли это сделать сам руководитель? К сожалению, его возможности в этом вопросе серьёзно ограничены. Конечно, какими-то мерами можно добиться большей отдачи от сотрудников, но дальше всё упрётся в их парадигмы мышления — т.е. их представления о себе, о деятельности, о мире в целом. А это уже область руководителя, и здесь могут помочь только специалисты. Не так просто вскрыть бессознательные неэффективные сценарии и перевести их в более конструктивное состояние. Но если это удаётся сделать, можно будет сильно удивляться, насколько конструктивнее, ответственнее и лояльнее может стать сотрудник.
При этом затраты на развитие сотрудников не идут ни в какое сравнение по эффективности с затратами по другим статьям, с помощью которых руководители стараются развивать свою организацию. Как правило, вкладываются в развитие МТБ, технологии, в. т.ч. IT, модернизацию продукта, бонусные схемы ключевым сотрудникам, развитие клиентской базы, рекламу и т.п. Но при этом мало кто пытается оцифровать упущенную выгоду от того, что сотрудники способны давать отдачу только на 15%. И если этот показатель улучшится, к примеру, на 30%, эффективность организации даже без других затрат существенно возрастёт. А атмосфера в организации станет значительно позитивнее, будет больше энергии, идей для развития и удовлетворённости от работы.