Задумывались ли вы, где в вашем бизнесе находятся главные проблемы? Что именно у вашей компании является главным препятствиями роста? На какой именно стадии развития ваша компания находится сейчас?
Я бы хотел обратить внимание на то, что многие компании имеют весьма сходные проблемы, находясь на одинаковой стадии своего развития.
Так что же мешает предпринимателю добиваться роста своего бизнеса?
Ограничения в управлении! Те компании и их основатели, которые умеют выявлять, осознавать и устранять свои ограничения, приобретают преимущества над конкурентами. Безусловно, каждый бизнес уникален настолько, насколько уникален его основатель! У каждой компании свой набор ограничений к развитию.
В своей практике мне доводилось консультировать разные по размеру компании: и со штатом до 10 человек, и работая с компаниями, где численность сотрудников близка к 50–70 сотрудникам, и даже в компаниях федерального масштаба. И среди этих компаний встречаются типовые ограничения роста. Про многие из этих ограничений уже давно существует масса обучающего материала о том, как их выявить и устранить, но почему-то собственники и предприниматели этим пренебрегают.
Рассмотрим 7 типичных проблем, присущих большинству российских компаний, особенно в малом и среднем бизнесе.
Обзорно затрону большинство ограничений, которые характерны не менее чем 80% российских компаний. И это не только моё видение. Про это часто пишут различные компании, предоставляющие своим клиентам консалтинг и услуги наставничества для предпринимателей.
1. Двусмысленное и не каждому ясное ваше позиционирование на рынке
Для того чтобы привлекать к себе клиентов, компания должна чем-то отличаться от конкурентов, которые предлагают потребителям такие же товары того же качества по таким же ценам. Компаниям, не имеющим ярких отличий, остаётся только ценовая конкуренция, которая неминуемо ведёт бизнес к угасанию.
Чтобы улучшить своё позиционирование, проведите опрос ваших клиентов и ключевых сотрудников. И вы найдёте много новых своих преимуществ перед конкурентами.
2. Уровень трудовой мотивации персонала
К сожалению, очень часто немногие руководители могут сказать, что их сотрудники работают с энтузиазмом, инициативой, высокой отдачей. В большинстве же компаний проблема мотивации людей не только не решена, но даже не осмыслена и не сформулирована должным образом. Если сотрудники приходят с проблемами, не предлагая решений, или постоянно пытаются пояснить вам, почему задача не выполнена, ищут оправдания, тут точно есть трудности.
Исправить это не трудно, выяснив внутренние мотивы сотрудников, и использовать это для их роста и нематериальной мотивации, в том числе при разработке системы оплаты труда и KPI.
3. Ситуационное управление и отсутствие стратегии
Я консультант по развитию бизнеса и свою работу с заказчиком начинаю в тот момент, когда понимаю стратегию его компании. Если её нет или она не понятна большинству сотрудников, первое, с чего я начинаю наставничество — это прояснение целей и стратегии роста.
В этом очень помогают навыки Soft Skills (гибкие навыки), которые все чаще становятся важными в работе руководителя.
Заметьте, стратегия — это не всегда что-то далёкое и неизвестное.
К стратегическим действиям можно отнести то, что вы начинаете делать сейчас, чего раньше не делали. Но это действие обязательно приближает ваш бизнес к вашей цели. Любой квалифицированный бизнес-консультант поможет быстро повысить продуктивность компании, применяя коучинговые инструменты в наставничестве.
4. Процессы и регламенты. Просто нарисуй фундамент своего бизнеса
Обычно под этими страшными словосочетаниями многие понимают и визуализируют себе "толстые" инструкции в папках кадровых служб, которые лежат на полках и пылятся годами.
Да, возможно, именно так раньше и было. Сегодня весь цикл работы, в том числе и вашей компании, можно наглядно отобразить в одной схеме.
Плюс этого в том, что, имея чертёж своего бизнеса, вы на этом самом фундаменте осознанно, на уровне запланированных действий получаете полную картину:
- у каких сотрудников какой результат труда;
- за что каждый из сотрудников получает свою зарплату или процент;
- кто и какие функции совмещает и когда вам нанимать новых людей.
А ваши сотрудники, как по мановению волшебной палочки, почему-то начинают работать ещё лучше. Они решают вопросы между собой, а не бегают к вам и не отвлекают вас от более важных дел.
Такой инструмент, организующий ваш бизнес в целом, позволяет владельцу компании или руководителям снизить тушение пожаров, научится предсказывать свой результат с высокой долей вероятности.
И это не гадание, а научный подход в менеджменте и в системе управления предприятием.
5. Финансы и управленческий учёт
К сожалению, достаточно часто мало кто из руководителей ведёт постатейно свои затраты и прибыли, чтобы в нужный момент времени иметь накопительную историю для выстраивания грамотного управленческого учета.
Именно управленческий учёт позволяет вашим конкурентам быть привлекательнее в цене или своевременно оплачивать по счетам поставщикам и от этого так же иметь наиболее выгодные закупочные цены.
Но про финансы и бухгалтерию, как это может работать и как это может настроить собственник своими силами, я расскажу в другой статье.
6. Продуктивность управленческой команды
В консалтинговых проектах или на проведении управленческих аудитов наиболее часто встречается такая особенность российского менеджмента — все решения принимает один человек. Он держит у себя всё: и найм персонала, и ввод в должность, и поиск поставщиков, и работу с клиентами, и доставку, и много ещё чего.
Конечно, руководитель обязан контролировать результат, который с ним согласован. Но исполнение — на руководителях или на старших сотрудниках.
Отсутствие руководителей — также серьёзный сдерживающий фактор роста вашего бизнеса. Я хочу обратить внимание, что сегодня подготовка руководителя — это навык, которому нужно учиться. Этот навык находится на стыке Soft skills (гибких навыков) и Hard skills (необходимых навыков для выполнения конкретной работы).
Обучиться быть руководителем совсем не сложно, особенно когда у вас есть наставничество в компании. А если такой практики ещё нет, то для этого и существует коучинг, консалтинг, наставничество внешних экспертов и специалистов, которые обладают нужной вам квалификацией и несут за это свою репутационную ответственность.
7. Нежелание обучаться
Подводя итоги данной статьи, соглашусь с мнением эксперта в области менеджмента.
- Работу управленца видно по плодам его деятельности, то есть по наличию перечисленных выше проблем и ограничивающих факторов.
- Неумение руководить людьми порождает их демотивацию.
- Неумение организовать процессы приводит к хаосу и авралам.
- Отсутствие стратегического видения вынуждает компанию "плыть по течению".
Проблема квалификации руководителей фундаментальна, поскольку является первопричиной всех прочих проблем компании. Важно её признать, определить как главного "врага" компании и приступить к планомерному устранению этого ограничения. Главной проблемой является даже не квалификация как таковая, а неумение и нежелание менеджеров обучаться своей профессии. Любые пробелы в квалификации могут быть устранены, если человек осознает их наличие и стремится преодолеть недостаток знаний.
Гораздо хуже, когда руководители считают, что они уже все постигли и ничего больше им знать не нужно. Это заблуждение полностью лишает такого управленца перспективы роста, а ваш бизнес не растет.
Менеджмент и системное управление — дисциплина, которой можно научить практически любого. Конечно, если искусственно не создавать вокруг этого много не нужных слов и словосочетаний, в основе которых все равно лежат базовые принципы управления.
Проведите управленческий аудит хотя бы в части этих 7 пунктов и избавьтесь от ограничивающих ваш рост трудностей.