Чем профессиональный коуч отличается от руководителя, который использует коучинговый подход?
Дорогая, какой правильный ответ?
Я вспоминаю анекдот, в котором муж, отвечая на вопрос жены о причинах позднего возвращения домой, спрашивает: "Дорогая, ты у меня такая умная, какой правильный ответ?"
Руководитель, наставник, учитель всегда знает этот "правильный ответ". Выслушивая собеседника, он оценивает и фильтрует информацию с точки зрения "правильности", собственных ожиданий и конечного результата, за который отвечают оба участника диалога.
В чистом коучинге всё иначе. Коуч не знает, как "правильно". Он не навязывает собеседнику свои ожидания, не оценивает, не даёт советов. Задача коуча — с помощью специальных вопросов помочь клиенту самому прийти к ясности и найти ответ.
Руководитель с коучинговым подходом может спускать "правильные" решения подчинённому и модерировать процесс поиска, активно участвуя в нём.
Коуч же не диктует правильные решения, он помогает собеседнику самостоятельно прийти к ним.
Ещё один пример. Руководитель интересуется у подчинённого о возможных вариантах решения задачи, а затем резюмирует: "Всё, что вы предложили, конечно, замечательно, но теперь будем делать, как я сказал…" Такая директивность понятна, когда от действий собеседника зависит общий результат. Ошибётся руководитель отдела маркетинга, а низкая прибыль ударит по карману всей команды. Не сможет сотрудник подготовиться к важным переговорам — вся компания потеряет ключевого партнёра. Руководитель всегда связан с подчинёнными общими целями, и эта связь ограничивает или целиком исключает присущие чистому коучингу эксперименты, поиск новых возможностей и равенство в диалоге.
В коучинге ситуация "Я знаю, что тебе нужно" исключена.
Коуч не оценивает собеседника, не даёт советов, не предлагает "правильных" решений и всем сердцем верит в то, что клиент сам в состоянии справиться с любой задачей. Коуч, "выключив" внутреннего критика и советчика, помогает собеседнику найти все решения самостоятельно.
Коуч-позиция
Особое отношение коуча к клиенту называется коуч-позицией. В неё входят безоценочность, диссоциативность, доверие, недирективность.
Степень её проявления в профессиональном коучинге максимальна — 10 из 10.
Руководитель с коучинговым подходом, учитывая уровень квалификации подчинённого, может "включать" коуч-позицию в любом диапазоне, вплоть до единицы!
Рассмотрим составляющие коуч-позиции на примерах, где руководитель, используя коучинговый подход, держит коуч-позицию на уместном для ситуации уровне.
Безоценочность
Цель клиента: найти способы поиска новых клиентов для компании.
Коуч: задаёт вопросы на осознание существующих вариантов, расширение возможностей поиска, помогает посмотреть на задачу с нового ракурса, не оценивая слова клиента и не предлагая готовых решений.
В результате клиент коучинга: привыкает мыслить возможностями, искать новые подходы к задачам.
Руководитель: оценивает все предложения с точки зрения собственного опыта, сил подчинённого, предлагает собственные варианты, может отвергнуть все предлагаемые решения и продиктовать собственное.
В результате подчинённый: может уйти с выводом — зачем тратить время на поиск решений, если мне потом скажут правильный ответ?
Диссоциативность
Цель клиента: найти выход из кризисной ситуации.
Коуч: в каком эмоциональном и психологическом состоянии бы ни был клиент, смотрит на ситуацию со стороны, не погружаясь в состояние собеседника.
В результате клиент коучинга: получает шанс выйти из эмоциональной ловушки, посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть новые возможности и принять трезвое решение.
Руководитель: может проникнуться состоянием подчинённого и не выйти за рамки, продиктованные эмоциями, поскольку разделяет с подчинённым общую цель, заинтересован в положительном результате, а потому глубоко вовлечён (ассоциирован).
В результате подчинённый: может пропустить выигрышное решение, если выбор продиктован страхом или желанием получить план действий от руководителя.
Особое отношение коуча к клиенту называется коуч-позицией. В неё входят безоценочность, диссоциативность, доверие, недирективность.
Степень её проявления в коучинге всегда максимальна — 10 из 10.
В коучинговом подходе — от 1 до 10.
Доверие, вера, принятие
Цель клиента: создать видение карьерного роста.
Коуч: верит в клиента, в его потенциал, навык обучения новому, возможность выхода на новый уровень. Коуч не обременён ограничивающими знаниями о том, на что был способен, а на что не был способен клиент в прошлом. Принимает любые решения клиента, если они устраивают его самого.
В результате клиент коучинга: находит решение в атмосфере доверия, не искажённой чужими представления о нем, общим опытом. Чувствуя принятие и веру в себя, клиент раскрывается максимально, что делает возможным для клиента услышать самого себя.
Руководитель: имеет опыт общения с подчинённым, знает его плюсы и минусы, ограничения, продемонстрированные возможности, понимает, что не все можно доверить данному сотруднику.
В результате подчинённый: чаще ищет решение в рамках привычного поведения, может тратить энергию на страх, сопротивление, сомнения из прошлого негативного опыта.
Недирективность
Цель клиента: найти новые каналы сбыта.
Коуч: задаёт клиенту вопросы, помогающие увидеть варианты и ресурсы, которые не были использованы ранее. Не участвует в процессе отбора решений.
В результате клиент коучинга: действительно фокусируется на поиске новых возможностей.
Руководитель: вместе с подчинённым может искать решения и отбирать варианты, в случае, если сотрудник предложит "неудачные" решения, может в приказном порядке навязать свои.
В результате подчинённый: может не "включить" поиск новых возможностей и сфокусируется только на том, чтобы предложить "правильное" решение, которое удовлетворит руководителя.
Коуч не знает, что вы на что-то не способны. Коуч верит, что вы можете все, и он помогает вам увидеть обходную дорогу мимо препятствий, негативного опыта, вашей неуверенности в своих силах. Коуч, несмотря на то, что видит вас с в первый раз, уже с первых секунд встречи верит в вас так, как, возможно, ранее никто в вас не верил. И у него есть масса инструментов, чтобы вы "сбылись".
Две трети выпускников программы обучения коучингу, которую я провожу в Хабаровске, не планируют становиться коучами, им нужен именно коучинговый подход. В эти две трети входят предприниматели, руководители, HR-менеджеры, преподаватели йоги и айкидо, учителя. То есть все те, у которых в работе нет места для применения коучинга в чистом виде.
При этом инструменты коучинга, полученные во время обучения, помогают выпускникам программы добиться выдающихся результатов (тут вставим ссылку на статью про результаты): повысить вовлеченность и самостоятельность сотрудников, ускорить работу команды, увеличить прибыль и выйти на сверх-показатели.
Что же выбрать?
Порой руководители, владеющие инструментами коучинга, отправляют своих подопечных к стороннему коучу. И правильно делают!
Обращение к коучу будет максимально эффективно, когда:
нужен абсолютно новый взгляд на привычные вещи, новый подход, прорыв.
нужен "чистый" результат, не искажённый желанием подчинённого угодить "правильными" ответами руководителю.
нужна максимально высокая скорость движения к цели.
нужно достижение сверх-результата, выход на новый уровень мышления.
ключевой специалист "перегорел", но в нем точно есть потенциал.
Руководитель, использующий коучинговый подход, будет эффективен, когда:
нужна работа с повышением вовлечённости, ответственности персонала.
подчинённые и команда в силах самостоятельно найти нужное решение.
нужно ускорить движение к цели.
нужно улучшить существующие показатели за счёт изменения формата мышления подчинённых.
руководитель знает, что у его команды есть ещё нереализованный потенциал.
Россия стоит на пороге повального спроса на коучинг и руководителей, владеющих инструментами коучинга.
Мы с вами — свидетели заката эпохи директивного менеджмента. Амбициозные руководители просто обязаны учиться новому, если желают продолжить карьеру. И на сегодня именно коучинговый подход показывает себя как максимально эффективный.
В Америке и Европе компании в обязательном порядке учат весь менеджмент коучинговому подходу. Россия стоит на пороге повального спроса на коучинг и руководителей, владеющих инструментами коучинга.
Потому что колоссальные результаты — и это подтверждает практика — приходят только тогда, когда у руководителя есть особое отношение к подчинённым, полное искренней веры в команду, в потенциал и возможности каждого.
P.S. У меня к вам задание для самостоятельной работы! Понаблюдайте за собой в разговоре с подчинёнными. На каком уровне от 1 до 10 находится каждая составляющая коуч-позиции?