О личной эффективности руководителей говорят и пишут давно и очень много, в этой "теме" практически все известные зарубежные и российские бизнес-тренеры и консультанты, а также известные GEO. Но почему-то пока проблемы личной эффективности в условиях кризиса на рынке работы и тем более в компании, публично освещается мало. Поэтому, на основании собственного опыт руководства с 1979 года, хочу поделится некоторыми мыслями на этот счёт.
- Кризис на рынке работы компании — это шанс для руководителя в полной проявить свои профессиональные таланты, накопленный знания и умения, накопленный управленческий и человеческий опыт. Кроме этого — это ещё и отличный шанс-мотиватор для дополнительного очень быстрого профессионального развития и трансформации (преодоления личностных ограничений в управленческой работе). Нужно стремиться не упускать эти шансы — другие подобные шансы могут возникнуть не скоро!
- Кризис в компании и его преодоление — это ещё и дополнительная проверка руководителя на силу характера, это его отличная закалка. Словом, жизненный тренинг ещё тот! Главное — его пройти достойно, что бы в итоге не случилось с компанией. Как говорил великий А.В. Суворов: "За одного битого двух не битых дают!"
- В сложных условиях очень-очень важны навыки саморегуляции: своего психологического и физического состояния, своего имиджа. Тут, как говорится, без комментариев.
- В кризисных ситуациях нужно приучать себя сохранять спокойствие, приучать себя (опять-таки, как это делал Суворов!) быть примером для персонала компании в "пахоте засучив рукава", в поддержании товарищеских отношениях к окружающим (тем, кто рядом " в строю"), в обучаемости. И конечно, в разделении наравне со всеми — тягот!
- В условиях кризиса очень важно научиться эффективно работать с потоком информации: быстро "фильтровать" поступающие предложения (сотрудничать, обучаться, приобрести) и надёжно "отлавливать" ценные, их быстро оценивать. Кроме этого нужно найти для себя ценные источники информации в личном общении (иногда это консультант или тренер) и коллективном общении (это конференции и круглые столы, профессиональные клубы), источники в виде статей на различных профессиональных порталах и постоянно обращаться к ним.
- Нужно обязательно научиться технологиям ведения совместных партнёрских проектов: в них могут быть и "спасительные палочки", и "мощные драйверы развития". Кроме этого, нужно научиться хорошо управлять проектами "в принципе"!
- Очень важными становятся навыки ведения переговоров: с дебиторами и кредиторами, с "органами" власти, с партнёрами, с персоналом. А также навыки убеждения, подстройки, эмоционального анализа (словом, того самого пресловутого "эмоционального интеллекта"). Ценность этих навыков, которые всегда "ключевые", в условиях кризиса возрастает на порядок!
- Важно научиться в такое "военное время" принимать не "самые лучшие решения из всех хороших", а "наименее плохие из всех плохих". Это, как говориться, "отдельная песня"!
- Нужно быть в своих решениях и действиях, с одной стороны, решительным, быстрым, последовательным и настойчивым, с другой стороны — гибким и вдумчивым. Если надо-то и менять прежние решения и направление движения, отступать при необходимости.
- Нужно принимать окружающий мир (людей, ситуацию, процессы и тенденции), таким, какой он есть: без прикрас. Но и без уныния: ведь в стане и у людей бывают ситуации и "похлеще". А плохие времена всегда рано или поздно проходят!