Вопрос ценообразования — один из самых острых для любого бизнесмена, будь то глава крупной корпорации или обычный фрилансер. И хотя на первый взгляд кажется, что это проблема исключительно сферы маркетинга и экономики, на самом деле умение правильно оценить свою работу самым тесным образом связано с психикой человека: его самооценкой, уверенностью в себе, уровнем самокритичности.
Если вы задумываетесь о том, как оценить свои услуги, то вас могут охватить самые разные эмоции — волнение, замешательство, чувство вины, страх…
Как же обрести уверенность в себе? Как понять, что вы адекватно установили стоимость продукта и услуг? Ведь в конечном итоге это повлияет на ваш успех в инфобизнесе.
Самозванец и отличница
Во-первых, на этот вопрос влияют гендерные особенности. Вы вряд ли встретите мужчину, который по собственной воле захочет быть второй скрипкой и действовать в угоду окружающим. А вот с нами, женщинами, матушка-природа обошлась не совсем справедливо и наградила излишней жертвенностью, которая заставляет нас ставить себя на второе место. И если в семье это может быть уместно и иногда даже полезно, то в бизнесе приводит только к проблемам.
Во-вторых, нам свойственно отдавать право оценки себя посторонним. "Людям лучше знать", "Со стороны виднее" — наверняка эти и похожие установки есть и в вашем подсознании. Прибавьте к этому такие явления, как синдром самозванца и синдром отличницы, вечное желание быть хорошей девочкой, боязнь показаться корыстной, нескромной — и вот вы уже мысленно снижаете стоимость продукта или услуг, думая: "Я слишком много о себе возомнила".
Самооценку — поднять! Выше, ещё выше!
Как видите, вопрос оценки своих услуг — это проблема сферы психологии, и в идеале работать со своими установками нужно в паре с психологом. Но зачастую у нас нет на это лишнего времени и денег, да и найти подходящего специалиста бывает нелегко.
Что же делать? Есть несколько хитростей, применяя которые вы будете лучше понимать, как оценить свои услуги.
Дебет и кредит
Представьте, что вы — бухгалтер и делаете подсчёты. Только не в денежном эквиваленте, а в эмоциональном. Проговорите про себя цену и почувствуйте, как ваш организм отзывается на неё. Чувствуете ли вы дискомфорт, неприятие? Если да, то повторите тот же процесс с большей цифрой — пока ваше подсознание не даст вам сигнал, что эта сумма для вас приемлема.
Тренировки — залог успеха
Если вы уяснили для себя стоимость продукта или услуги, перестаньте размышлять об этом и называйте эту цену клиентам. Возможно, поначалу ваш голос будет неуверенным и тихим и вы будете со страхом ожидать отказа, но через 10-50-100 таких повторений вы просто привыкнете и будете озвучивать свою цену уверенно и без смущения.
А как у них?
Обратитесь в качестве клиента к своим коллегам, работающим в похожих сферах. Пройдите у них консультацию, посетите платный вебинар, оплатите коуч-сессию. Сколько стоят их услуги? Вряд ли дешевле, чем ваши. А значит, можете так же достойно оценить свой труд.
На эти деньги я куплю…
Попробуйте измерить стоимость продукта или услуги в чем-то конкретном, осязаемом и важном для вас. К примеру, ваша консультация — это три похода в салон красоты, или обновка для вашего ребёнка, или билет на самолёт, или новый смартфон (тут уже всё зависит от размаха вашего дела). Это поможет вам соотнести свою цену с окружающей реальностью и заодно будет служить хорошей мотивацией.
Вопрос на засыпку
Спросите себя, готовы ли вы прожить всю жизнь, имея этот уровень дохода? Нет? А сколько времени согласны жить на эти деньги — пять лет, год, месяц? Этот срок будет подсказкой, когда вам придётся повысить стоимость своих услуг. А заодно позволит поразмышлять о том, что можно улучшить, "докрутить" в вашем проекте, как повысить его ценность для клиента.