100 процентов людей в тот или иной период жизни произносят фразы: "Времени не хватило…", "Некогда…", "Загнался совсем…", "Отдыхать просто некогда…", "Было бы в сутках 48 часов…" и т.д. Когда стало модным и популярным словосочетание time-management — многие с облегчением вздохнули: "сейчас меня научат управлять временем и всё будет отлично!". Если кто ещё не понял, управление временем — это "психологический глюк". Можно управлять лишь собой во времени. А для этого сначала необходимо сделать осознанный выбор "действовать!". И если уж и применять методики управления временем, то только после такого выбора.
Вот несколько простых и эффективных приёмов управления временем:
- Планируйте обязательно! В любой удобной для вас форме. Естественно, письменно (в ежедневнике, в специальных программах) — лучше прямо сейчас возьмите ежедневник или просто лист бумаги и перечислите все дела на завтра. Планировать важно с вечера. Наш мозг устроен так, что он сразу же начинает решать поставленные задачи, даже тогда, когда мы о них не думаем. И дела, запланированные с вечера, решаются на следующий день гораздо быстрее. Ещё важный момент: написание плана на день должно занимать не более 10–15 минут (знаю, есть любители по часу планировать). Цените своё время.
- Определите приоритеты! Многие знают золотое Правило В. Парето: 20% действий приносит 80% результата, остальные 80% действий приносят 20% результата. Выделяйте те задачи на день/неделю/месяц, которые действительно для вас важны и должны быть сделаны безотлагательно. Делайте их, во что бы то ни стало, ведь они = 80% результатов. Посмотрите на свой список дел и выделите те, которые действительно приоритетны. Можно, в русле выделения приоритетов, вносить своё планирование в квадрант Кови: выделять четыре группы дел:
- Важные и срочные.
- Важные, но несрочные.
- Неважные, но срочные.
- Неважные и несрочные.
- "Задавите лягушку!". Смысл в том, чтобы самое неприятное/монотонное/то, которое совсем не хочется делать — сделать первым делом, с утра! Тогда все остальные вопросы вы решите быстро и на положительном эмоциональном подъёме. Сейчас отыщите в вашем списке то дела, которому вы сопротивляетесь больше всего. Нашли? Начните с него завтрашний день.
- В сутках 48 периодов! Очень советую, когда "навалилось" много дел. Разделите сутки в ежедневнике по полчаса, получив, таким образом, 48 периодов. Впишите ваши действия в каждый из них. Чистой воды психология, зато работает!
- Каждому делу — лимит времени! Многие на себе испытали: задача выполняется столько времени, сколько на неё отведено. Вспомните студенчество: "сегодня 8 ноября, курсовая должна быть готова к 8 декабря…" и курсовая действительно готова… за пару дней или ночь непосредственно перед восьмым декабря. А думаешь о том, что "мне надо делать курсовую…" целый месяц. Энергия оттягивается на сборы. Любое дело можно делать быстрее. Ставьте себе чёткие сроки, заводите таймер, если нужно (кстати, отличная фишка с таймером — попробуйте) и делайте.
- Планируйте отдых! Ничто так не вдохновляет на дальнейшие результаты, как уже имеющиеся успехи и отличный отдых. Планируйте себе разнообразный отдых — активный, пассивный, с семьёй, с друзьями. Получайте заряд бодрости и снова вперёд!
Поскольку любой навык, в том числе управления временем, формируется 21 день — соблюдайте простые правила тайм-менеджмента три недели и вы ощутите как это удобно и полезно. Если вы хотите идти по жизни быстрее, результативнее — ищите причины, чтобы сделать как можно больше (мотивируйте себя): постановкой амбициозных целей, фразами-цитатами типа "сегодня первый день конца твоей жизни", или чтением биографий успешных людей. Только не увлекайтесь сильно чтением. Ведь гораздо интереснее делать свои результаты, чем наблюдать за чужими!