Начинаю с ещё одного ответа на Ваши письма и обращения. Прошу прощения за редкие блоги. Работа с клиентами на первом месте, а пиар даже не на втором. Обязательно учту Ваши просьбы писать чаще, а так же затрагивать темы, о которых Вы просите.
Тема этого блога как раз по Вашим просьбам и на основе работы с моими клиентами. Практически каждая моя вторая встреча с партнёрами, в том числе и потенциальными, окрашена наличием этой темы. Я не буду говорить о коррупции в госсекторе, хочу порассуждать о более насущном — воровстве в коммерческих организациях. Мы привыкли считать, что коррупция и воровство есть преимущественно в государственных организациях, однако правда жизни говорит о другом.
Диалог первый
— Мои сотрудники воруют, я знаю.
— А раньше тоже воровали?
— И раньше воровали. Но раньше я закрывал на это глаза — денег хватало. А сейчас кризис, сами понимаете… Каждая копейка на счету. А они по-прежнему воруют, даже больше.
Мораль: ранее сотрудники себя оправдывали тем, что денег много, сейчас — тем, что мало. Что и раньше, что и сейчас — на шефа и компанию было плевать.
Приоритет шефа: избегать непопулярных решений, пока не сильно бьёт по карману.
Совет: не хотите, чтоб люди воровали в кризис — не позволяйте воровать в хлебные года.
Диалог второй
— Я знаю, кто ворует. Мой родственник.
— От чего же Вы его не уволите?
— Как Вы можете так говорить, это же моя родня.
Мораль: шефу стыдно уволить — родственник. А родственник настолько по родственному к нему относится, что ему не стыдно у родни воровать…
Приоритет шефа: родственные отношения на 1 месте, бизнес — на каком-то там.
Совет: гоните в шею таких родственников не только с денежных мест, но и вообще с работы. И не поддавайтесь на их родственные манипуляции типа: "Как ты можешь меня уволить? Я же твоя родня!"
Диалог третий
— У нас размер недостачи за полтора года с 300 тысяч за полгода вырос до 2.5 млн. Это очень существенные деньги для нас.
— Искали причину, виновных? Что показало расследование?
— Да, искали. Но я не верю, что это именно эти люди. Они не могли меня так предать! Ведь я столько им помогал! Я не хочу перестать верить в людей!
Мораль: не желание видеть правду приводит к ухудшению ситуации. Помощь человеку не защищает нас от того, что мы не будем им обворованы. Особенно, если помощь была излишней, больше, чем он может вернуть тем или иным способом, да ещё и сам способ благодарности был не обговорен.
Приоритет шефа: человеческие отношения и "надежда с иллюзиями" вместо реальности с истиной.
Совет: доверяйте, но проверяйте и действуйте на основе результатов проверки, а не на своём не желании разочароваться в людях.
Диалог четвёртый
— Да, они воруют. Есть же различные "схемы" между менеджером продаж в строительной компании и риэлтором. Результаты проверки это доказали — воруют.
— Что собственник думает?
— Махнул рукой и сказал: "Да кто в России не ворует?"
Мораль: не стоит избегать решения проблем, показывая тем самым свою управленческую слабость.
Приоритет шефа: избегание проблем вместе с желанием сохранить имидж грамотного руководителя.
Совет: может в России и воруют, но у Вас в компании можно обойтись без этого греха.
Диалог пятый
— Наш бухгалтер заказал ПО в приличную шестизначную сумму. Знаем, что она от этого себе положила кое-что в карман.
— Что предприняли?
— Ничего. Только она может работать на этом ПО и ещё несколько человек при её помощи. Мы ей даже зарплату подняли, чтоб не ушла.
Мораль: как бы дорого не стоило исправление допущенной ошибки, дороже будет её не исправлять.
Приоритет шефа: не столкнуться с выброшенными на ветер деньгами.
Совет: принять дорогостоящий урок и уволить "учителя".
Диалог шестой
— У Вас был план на год и бюджет?
— Нет. Руководитель отдела маркетинга сказала, что не та ситуация на рынке, чтоб планировать на год.
— А анализ эффективности?
— Частичный — для галочки. Да и по нему после проверки оказалось, что результаты завышены, сфабрикованы. А бюджет расходовался не эффективно, был существенно превышен лимит и выяснилось, что процветали откаты. Около полутора миллионов она у нас за год положила в карман.
Мораль: если сотрудник, отвечающий за деньги, не желает планировать свою работу и расходы, имеет бардак в отчётных документах, файлах, базах данных, то это должно быть для руководителя как красная тряпка для быка.
Приоритет шефа: жить просто, не вникая в суть дела (пока гром не грянет).
Совет: копните деятельность такого сотрудника поглубже и не откладывая это в ящик стола.
В компании будет то, что собственник/директор будет поощрять или на что будет закрывать глаза, боясь или столкнуться с реальностью или со своей некомпетентностью в подборе людей и организации бизнес-процессов.
Есть ли честные сотрудники? Есть! Только они очень неудобны:
- Вороватым коллегам, которые стремятся их изжить.
- Руководству, потому что они не умеют со вкусом лизать зад, вежливо поддакивать, а порой и с глупым видом помалкивать. Поэтому воровство в некоторых компаниях процветает не потому, что честных людей нет, а потому что здесь руководство готово оплачивать возможностями воровства комфортную для себя обстановку и видимость любви сотрудников.
А я, как человек, грущу от фразы: "Да кто в России не ворует?"
Грустно от того, что кто-то воруя, а кто-то принимая это как неизбежное зло, в итоге создаёт образ русского человека — ворующего, причём даже не у других, а у своих, у себя. А как менеджеру мне грустно, что некоторые сотрудники предпочитают действовать по принципу: "Украсть и сбежать" (очень наглядная в этом плане бизнес-игра "Озеро") вместо "Производить и зарабатывать".
И если уж у нас есть мысли и слова: "Да кто ж в России не ворует?" — плохо дело. И кризис на этом фоне — ерунда. Не призываю к жёстким мерам. Достаточно — просто уволить и не брать на работу. Достаточно давать честные рекомендации будущему работодателю. Достаточно руководителям сменить приоритеты в голове.
P.S.: Если однажды Вы наши в себе смелость открыть бизнес, то точно найдёте в себе силы, чтоб в Вашем бизнесе сотрудники не воровали.