Как помочь клиенту быть успешным в мире быстрых изменений.
Человеческий мозг не был предназначен для того, чтобы справляться с перегрузкой быстрыми изменениями, неопределённостью и неоднозначностью. К сожалению, независимо от того, готовы ли мы справиться с этим или нет, эти условия являются неизбежной реальностью в современном мире. Перегрузка может сбивать нас с толку, утомлять и вызывать беспокойство. Поэтому люди часто ищут коучей для помощи в преодолении неоднозначных ситуаций. Должен ли я получить работу в компании X или компании Y? Какой продукт мы должны финансировать, чтобы увеличить продажи в следующем году? Клиенты знают, что коучи не могут дать им ответы. То, что мы можем им дать, — это простой процесс, который приведёт их к ясности.
Одна структура вместо новых инструментов
Лиза Кристен, сертифицированный коуч ICF и генеральный директор Christen Coaching & Consulting LLC предложила структуру, которая объединяет известные инструменты коучинга в чёткий пошаговый процесс, приводящий клиента к ясности.
Процесс состоит из трёх отдельных этапов:
- Шаги мышления: во-первых, коуч открывает мышление клиента, чтобы подготовить его к принятию запутанной, частичной и непознаваемой информации. То есть коуч эмоционально готовит клиента к решению стоящих перед ним задач.
- Шаги ясности: далее коуч помогает клиенту понять суть проблемы и то, какая информация уже известна. Ясность заключается в уменьшении масштаба исследуемой темы и понимании общей картины ситуации.
- Этап действий: коуч помогает клиенту переориентироваться на имеющуюся задачу и на то, какие действия продвигают его вперёд для достижения прогресса. Действие — это увеличение (конкретизация) исследуемой темы, которое даёт клиенту практическое понимание ситуации и дальнейших шагов.
6-ть шагов к процветанию в ситуации неопределённости
Мышление/настрой:
- Готов ли я столкнуться с неоднозначной ситуацией?
Коуч может помочь клиенту оценивать своё нынешнее мышление — помогает оно или мешает решению неоднозначной ситуации. Использование методов коучинга, таких как маркировка эмоций, может помочь клиентам сформулировать своё текущее психическое состояние.
Подсказка: любое психическое состояние, основанное на страхе, будет менее полезным, чем открытое и любопытное мышление. Это понимание подчёркивает разрыв между тем, где в настоящее время находится мышление клиента и где он стремится быть.
- Я выбираю, кем быть?
Этот шаг предлагает клиенту активно выбирать, кем он является, и предпринимать действия для устранения проблемы, определённой на шаге 1. Использование инструментов, таких как выявление отношения к личным ценностям, жизненным целям, характеру или более крупным целям, может помочь клиенту понять, как он действовал до этой неоднозначной ситуации.
Ясность:
- Что я пытаюсь сделать здесь и почему?
Прежде чем клиент перейдёт к деталям, ключевым является уменьшение масштаба исследования темы, чтобы получить ясность в отношении цели ситуации. Коуч помогает клиентам сформулировать то влияние, которое они хотят оказать в исследуемом запросе, и это даёт клиенту более чёткий путь к тому, чего они хотят достичь.
- В чём реальная проблема?
"В начале моей коучинговой карьеры ментор поделился со мной следующей мудростью: можно потратить 50 минут из часовой встречи, просто разбираясь в проблеме, — говорит Лиза Кристен. — Я задала вопрос, создаёт ли это достаточную ценность для клиента, если у меня только 10 минут, чтобы продвинуться к решению задачи. Но мой ментор знал, что выяснение реальной проблемы — это ценность". Полное решение не может прийти без полного понимания проблемы.
Действие:
- Какие данные я буду использовать?
Исследователи данных скажут вам, что их проблема не в том, что у них слишком мало данных, а в том, что у них слишком много данных. Коуч может помочь клиенту оценить свои возможности, задав такие открытые вопросы, как: "Как это может быть актуально?" Любая информация, которая не кажется особенно релевантной, может быть удалена из набора рассмотрения. Так клиент лучше фокусируется: становится менее перегружен информацией и чётко видит ценную информацию, которой уже обладает.
- Каковы мои следующие шаги?
Клиенты не нуждаются в полностью спланированном маршруте, чтобы начать своё путешествие. Возможность сосредоточиться на одном маленьком следующем шаге может быть ключом к успеху. Цель не кажется страшной, когда у клиента есть ясность первого шага и готовность его сделать. И ситуация в целом уже не кажется невозможной.
Используя этот простой шестиэтапный процесс, коуч может помочь клиентам научиться справляться с неоднозначностью и процветать в мире непредсказуемых изменений.