Кадровый вопрос — один из основных для собственников любого бизнеса. Как сформировать полноценный эффективный коллектив без деструктивных элементов? Как ставить цели и задачи, и как мотивировать людей, чтобы они не разбежались? На эту тему мы пообщались с Игорем Гурковым, амбассадором, тестировщиком, основателем проекта "Технология роста"
Кадры решают все
Сердце любого бизнеса — это люди. Квалифицированные сотрудники и слаженная командная работа помогут вашему делу развиваться, принося прибыль и пользу обществу. Вместе с тем, дилетанты и недостаточно мотивированные легко станут проблемой даже самого успешного бизнеса. Особенно это характерно для малого и среднего предпринимательства, где нет разветвлённых систем и сложных дублирующих структур.
Подбор команды — отдельное искусство: нужно правильно оценить кандидата и понять его внутренние мотивы. Но тысячелетия эволюции выработали механизм, согласно которому, наибольшее удовлетворение своим трудом люди испытывают, когда этот труд имеет важную цель и полезен для общества. Поэтому эффективным сотрудником может стать каждый.
В школах и ВУЗах не учат целеполаганию. Этот навык развивается при направленном приложении усилий. Будто на тренировке в спортзале, человек должен воспитывать в себе способность не просто мечтать, но ставить цели и активно прорабатывать их. Развитию этой способности посвящена программа "Фабрика Талантов".
"Фабрика Талантов" — свежий проект, запущенный несколько месяцев назад на одной из питерских структур. Поработали, получили результат и высокую оценку руководства. Нас попросили поработать не только с управляющей компанией, но и с дочерними структурами. Одна из "дочек" показала резкий рост по выручке. А сейчас мы начинаем двигать её и в другие области, хотим плотно интегрироваться с бизнес-клубами и провести программу среди участников. (Игорь Гурков)
Как следует из названия, программа ориентирована на "промышленное" выявление талантов в рабочем коллективе. Она универсальна, но первейшая сфера её применения — деловая.
Отдельные элементы программы использовались довольно давно. Проводились мастер-классы для бизнес-сообществ Москвы и Санкт-Петербурга. На одном из них, "Достигаторе", выявлялись и прорабатывались индивидуальные цели. Второй, — "Делегатор", был посвящён коллективным целям. Новая программа собирает в себе разрозненные методики, доказавшие эффективность, в единый комплекс. В основе лежит накопленный командой в течение пяти лет инструментарий по выстраиванию системно растущих бизнесов наравне с наращивающими мастерство и получающими от этого удовольствие сотрудниками.
Последние пять лет мы помогаем компаниям расти и показывать сильно более привлекательныерезультаты. В итоге, у клиентов увеличивается выручка, с ними охотнее сотрудничают инвесторы, партнёры, поставщики,сотрудники выстраиваются в очередь, бизнес быстро расширяется. "Фабрика Талантов" позволяет работать не только с руководством, а со всеми подразделениями и структурами фирмы, — отмечает Игорь Гурков.
Одно из приоритетных направлений "Фабрики Талантов" — бизнес-клубы, отраслевые и профессиональные сообщества, объединения по интересам, банки и страховые. Эффективность бизнес-сообщества формируется не только активностью его участников по обмену контактами в формате маркетплейса, увеселительных и точечных образовательных мероприятий, а также получаемой ими системной пользой. Поэтому "Фабрика Талантов" с некоторыми изменениями может применяться и здесь.
На самом деле, мы создаём систему по росту предпринимателей по 1 000 компаний в мес, а сейчас занимаемся тем, чтобы сразу 100 компаний малого и среднего бизнеса уходили в рост.
Для этого в рамках социального менторства мы совместно с ГБУ "Малый бизнес Москвы" провели нашу другую 8 недельную программу "Прокачай свой бизнес вместе с наставником" (с применением подхода "Технология Роста") для 15 лидеров, прокачав их и их бизнесы и показав рост по ним за такой короткий срок. Это на время стало самым значимым событием в их жизни
Благодаря таким достижениям, с банками проектируем пилоты по росту их клиентов из малого и среднего бизнеса, также обсуждаем аналогичные варианты с лидерами мнений и сообществ. Поэтому открыты для тех, кто хотел бы поучаствовать в таком большом проекте в какой-либо роли, например, лидеры мнений, отраслевых и профессиональных сообществ, банков, СМИ. В общем все, кто заинтересован в росте полезности для своих клиентов: в первую очередь производственных предприятий, во вторую — из сферы услуг, в третью — торговых компаний.
В любое дело
"Фабрика Талантов" универсальна как для малого бизнеса, так и для гигантских корпораций с многочисленными филиалами: в этом случае работа должна вестись не только в главном штабе, но и в подразделениях на местах: коллективы различных офисов часто не взаимодействуют между собой непосредственно.
Когда мы работали с одним холдингом, то проводили мероприятия для управляющей компании. Позднее с нами связался заказчик и попросил реализовать программу с одним из дочерних подразделений. Мы согласились, и благодаря "Фабрике Талантов", получилось поднять доход "дочки" в несколько раз. (Игорь Гурков)
Сотрудники — источник изменений и роста компании. Мы уделяем этому направлению огромное внимание даже в терминах, предпочитая называть на старте их не командой, а всего лишь коллективом. Команда объединена общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга, в том числе нацелены на результат общей деятельности. При этом каждый специализируется на выполнении какого-либо одного дела, имея собственную модель вознаграждения по занимаемой роли, как в футболе, где есть вратари, нападающие и защитники, которые не могут "выступать на чужом поле", при этом помогают друг другу. Чтобы дело было успешным, нужно уметь не только соперничать, но и договариваться, заключать партнёрские соглашения и учитывать интересы работников. Команда — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества, а любой бизнес должен быть полезен, производя товары и услуги, нужные людям. Изысканный напиток из кофейни, модная одежда и потрясающее мероприятие — результаты работы десятков и сотен людей. "Спайка" работников в коллективе улучшит качество товара и услуги в разы.
У многих компаний основная боль — персонал: выгорание. невовлеченность, текучка или сложно подобрать компетентного специалиста. Возникают вопросы: как мотивировать человека, какую награду ему предложить? "Фабрика Талантов" из имеющегося штата делает настоящу команду. (Игорь Гурков)
Чтобы "Фабрика Талантов" принесла максимальный результат, её лучше сначала проводить только для ключевого персонала, хотя для больших компаний можно идти по подразделениям.
Как все устроено
Чтобы понять главную особенность "Фабрики Талантов", можно сравнить её с другой нашей программой — "Технологией роста". В ней мы начинаем с анализа бизнес-модели по 16 блокам, выявляем в ней силу, на базе этого формируем первые гипотезы по росту, подготавливаем с командой спринт по росту на 4–6 недель и затем проводим его. С этой программой трудно пойти в корпорацию, сравнимую по размерам с РЖД или "Газпромом", потому что они состоят из множества малых бизнес-моделей, там процесс более сложным. "Фабрика Талантов" более подходящая для этого, чтобы быстрее получить от них признание по росту.
В каждом бизнесе есть ряд точек для приложения усилий. Все они делятся на группы. Первая связана с лидером: мы меняем его убеждения, поведение, отношение. Вторая — команда, мы влияем на её вовлеченность, продуктивность, эффективность. Третья — бизнес-процессы по 7 основным направлениям. "Фабрика Талантов" покрывает две первые группы, "Технология Роста" больше заточена на третью, а далее в момент реализации затрагивает первые два блока.
"Фабрика Талантов" состоит из серии мероприятий, которые можно проходить последовательно или точечно. Полная версия включает в себя четыре встречи с перерывами в одну или несколько недель между ними и выполнениями обязательных домашних заданий. По завершению основной серии проводятся четыре-пять поддерживающих встреч, которые закрепляют и развивают первый успех.
Формат работы — стратегическая сессия. Под этим определением понимается совещание ключевых сотрудников, где принимаются важные для компании решения относительно рынков, клиентов, партнёров, направлений развития и бизнес-модели. На "Фабрике Талантов" стратсессии посвящены проектированию желаемого будущего компании и команды. После определения мер следует тестирование. Согласно его результатам осуществляется корректировка.
Первая встреча — работа с целями участников команды. На протяжении 4–8 часов каждый формирует список индивидуальных целей с фокусом на карьеру. Другие, касающиеся семьи, здоровья, личной жизни, мы игнорируем. Далее делается серия итераций с получившимся перечнем для того, чтобы ранжировать его по важности, усилить, расставить приоритет. Это позволяет лучше спланировать дальнейшую работу: по итогам мероприятия у нас есть календарный план с конкретными задачами, гипотезами, предположениями, шагами для достижения поставленных целей. Это позволяет сотрудникам достичь большей осознанности в выполнении своей работы и подготавливает необходимую базу для работы с целями команды, которые мы разбираем далее.
Этому посвящена вторая встреча. Она проводится по похожей структуре: подобно первому дню, работники выявляют коллективные цели, задачи команды, определяют приоритеты и предлагают шаги для достижения. Благодаря этому, команда более комплексно понимает стоящие перед ней задачи и настраивается на их дальнейшее выполнение.
На третьем мероприятии мы анализируем собранные данные и составляем бизнес-модель. Это анализ продукции фирмы, а также её клиентов и целевой аудитории. Сюда же входят каналы, по которым приходят новые клиенты: реклама, сарафанное радио, знакомства и так далее. Также анализируются каналы сбыта продукции. Построив бизнес-модель, мы определяем приоритеты развития бизнеса: в чем состоят его сильные стороны, и с чем нужно поработать, чтобы достичь поставленных ранее целей. Далее выводятся конкретные меры и предложения по росту дела.
Четвёртое мероприятие — перевод получившейся бизнес-модели на сухой язык цифр. Оценка маржинальности, планируемая доходность, эффективность, предложения инвесторам. На выходе мы видим чёткий и понятный план, созданный командой и выполняемый ей.
После завершения основной серии начинаются поддерживающие мероприятия. На встречах с командой контролируется, как идёт выполнение поставленных целей, сбор достижений, драйверов роста и инициатив по усилению. Нельзя исключать свойственную человеческому мозгу инертность: с целью сохранить энергию он стремится к привычному, поэтому выстраивание работы команды проводится последовательно. Если не получается расти и достигать поставленной планки, мы даём ещё новые инициативы на следующую неделю.
Между мероприятиями мы делаем домашние задания. Они относятся к тому, что мы проходили на встречах. Также используем ежедневные анкеты достижений, где даём им оценку, выявляем драйверы роста, предложения по усилению, определяем, в какой роли мы в нем, на какой тип контрагенты направлено, за сколько бы купили его с рынка и тп.
Большие и маленькие
Если бизнес небольшой, глава фирмы может быть одновременно работником, а, например, продавцы маленького магазинчика могут совмещать работу уборщиков и бухгалтеров. В крупной компании руководители занимаются исключительно административными вопросами, не совмещая их с производством. "Фабрика Талантов" применима и в первом, и во втором случаях. Но в больших структурах со штатом в десятки и сотни человек мы начинаем с верхов, проводя мероприятия для руководства. Точное понимание целей и задач компании сверху, а также грамотно составленный бизнес-проект для всей структуры, позволяет лучше скоординировать действия подразделений, превратив бизнес в единый механизм. В противном случае, отрабатывая сначала цели и задачи подразделений, мы неизбежно бы столкнулись с проблемой согласования, когда цели одного направления противоречат целям другого, и все вместе они исключают третье.
Для корпораций мы даём программу не только по крупному персоналу, но и по всем отделениям. Основная наша цель — люди должны захотеть развиваться. Компания для них местом их развития, а они вкладывались через рост продуктивности и так росли сами в своём отделе и департаменте. ФТ может заходить в организацию любого размера и работать точечно по любым подразделениям, прокачивая осознанность и приводя к результату. (Игорь Гурков)
Тем не менее, можно запустить "Фабрику Талантов" в конкретном подразделении, чтобы повысить именно его эффективность. Более того: она применима даже вне бизнеса.
Участниками могут стать многочисленные НКО, организации активистов, даже госструктуры. Например, одно из приоритетных направлений — экологическое: программа была запущена в ленинградском областном обществе Всероссийской Охраны Природы (ВООП). Там несколько десятков активистов, это люди разных возрастов, социального положения и образования. Многие параллельно учатся или работают, а экологическая деятельность является для них дополнительной.
Мы немного скорректировали программу по численности и наполнению мероприятий, сделав меньший упор на бизнес-элементах, но оставили почти без изменений часть, связанную с личными и командными целями применительно к деятельности общество
Также "Фабрика Талантов" хорошо показывает себя в образовательных учреждениях: готовится специальная ветка для студентов старших курсов вузов. Это позволит им прокачать профессиональные навыки и стать более привлекательными кандидатами при устройстве на работу. Проработав цели и пути их достижения, студенты смогут найти работу по специальности. Особенно программа важна для тех, кто учится на профессии, требующие интенсивного умственного труда: программиста, разработчика, маркетолога. Умение выстраивать свою работу гарантированно выделит вас из других кандидатов.
Универсальность программы показывает и один забавный эксперимент. В урезанном виде мы провели одно из мероприятий "Фабрики Талантов" в детском саду. У пятилеток ещё не развита концентрация, они могут удерживать внимание несколько минут, а потом переключаются.
Поэтому программы была крайне упрощена. С детьми ставили цели и думали, как будут их достигать. Кто-то желал новую куклу, другой — чтобы брат хорошо учился. В итоге, дети были в восторге, а родители оставляли прекрасные отзывы. Можно было развить эксперимент дальше, проводя поддерживающие мероприятия по командному росту, где с одной стороны командой будет семья, а с другой — одногруппники, с общими целями.
Эффективный бизнес — это не только гарантия доходов, но также крепкая экономика и улучшение качества жизни людей. Эффективный персонал — залог успешного дела. Сплачивание коллектива идёт рука об руку с увеличением ключевых показателей, поэтому "Фабрика Таланта" — находка для любого бизнесмена.