Задача взрослого успешного профессионала — "Хочу сменить направление деятельности" — может решаться разными способами. В том числе, и я с разными клиентами решаю её по-разному.
Один из инструментов, который мне в этом помогает, — батарея профессиональных опросников JobEQ, цель которых — описать привычное поведение человека и модели мышления в рабочей среде. По результатам, получаемым с помощью этих тестов, можно выстроить гипотезы о том, в какой отрасли человек может быть успешен, подобрать профессии в этих отраслях, типы компаний, которые больше всего подходят.
Люблю этот тест за точность результатов, с которой можно затем можно смело исследовать и строить карьерные треки. И ещё за то, что клиенты начинают лучше понимать себя, свои сильные и не очень стороны, принимать себя (что важно) и затем планировать свои перемещения более уверенно.
Один из последних ярких примеров (описание кейса согласовано с клиентом). Молодая женщина, 35 лет, с разноплановым опытом в продажах и маркетинге, рекламе, поставках и проектировании оборудования. И все это — в одной компании. По семейным обстоятельствам планирует переезд в столицу, и решила воспользоваться моментом: найти для себя дело, которое будет вдохновлять и в нем может быть применим полученный опыт. Одной из реплик, прозвучавших от клиентки на ознакомительной сессии, была: "Я готова начать все совсем с нуля, с небольших денег и должностей. Хоть с гида"
После получения отчётов я обычно беру день-два на исследование рынка: посмотреть, где полученный профиль может быть применим самым лучшим образом. Профиль описывается метапрограммами (всего их 54), которые могут сочетаться как угодно.
Что было в профиле клиентки?
Была высокая потребность в принадлежности — чувство причастности к некому "закрытому клубу", который даёт определённые права и привилегии. Высокий фокус на место означает интерес к месту географическому (вспомнила реплику про гида) или месту в некой системе. Есть большой интерес к прошлому и информации, что означает поиск ответов на свои вопросы в любых историях, осознание ценности получаемой информации и умению работать с ней. Такая метапрограмма как инициирование — умение брать дело в свои руки и запускать процесс, которого не было, создавать что-то новое, отлично сочетается с метапрограммой альтернативы (возможности), благодаря которой человек видит разные возможности, незаметные другим. Предпочтение деятельности позволяет довольно быстро запустить в жизнь то, что было придумано, а последовательность позволяет доводить начатые дела до конца.
Высокие баллы в аффективной коммуникации означают, что человек очень легко и эмоционально общается с другими, предпочитая неформальные формы коммуникации в разнообразных группах одиночной работе.
При этом клиентке абсолютно чужды власть, необходимость следовать процедурам, достижения и ориентация на будущее (может проявляться в планировании и прогнозировании будущего).
Посмотрев внимательно на полученный профиль, резюме клиентки, я начала анализировать рынок труда, чтобы найти место, где все перечисленное может соединиться в одном. Когда в голове начала складываться картинка, я открыла вотс ап, чтобы договориться о встрече, обратив внимание на аватарку клиентки.
Я начинаю сессии после тестирования с вопросов: "Что скажете об отчёте? Куда бы вы сами себя определили, увидев такой профиль?", и после высказываю своё видение, обосновывая его результатами теста, опытом клиента и проведённым анализом рынка труда. В этот раз — ещё и аватаркой клиентки).
Что было в ней такого, что привлекло моё внимание? На фото моя клиентка была в армейской фуражке образца военного времени. Я начала с вопроса: "Вам нравится история?" На что клиентка в миг ответила, что хотела поступать на исторический факультет, но родители отговорили, сославшись на маленькую заработную плату учителей. Она закончила экономический, но любовь к истории никуда не делась.
Ссылаясь на все вышеперечисленное: на любовь к прошлому, которая может быть реализована в истории, фокус на место — в путешествии по историческим местам (здравствуй, гид), инициирование и альтернативы — лучшие спутники успешных маркетологов, я предположила, что Маша (назовём её так) вполне может быть успешна и счастлива в… музейном маркетинге: реализовать, наконец, свою любовь к истории и дополнить её имеющимся опытом. Маша облегчённо выдохнула: "Слушайте, ну это же было бы здорово. Я же обожаю музеи: мы с мужем специально ездим в отпуск, чтобы посмотреть какой-то музей, всю Европу обошли. Два года увлекаюсь изучением истории своей семьи, хочу книгу написать. А ещё в ВК веду группу на историческую тему. И хорошо, надо сказать, веду: за полгода подписчиков стало в 10 раз больше, чем за два года до меня. И могу её в портфолио её указать. И ещё мой опыт в рекламе — сувенирка, полиграфия — им тоже может быть полезен… Но как к ним попасть? Я же не из их сферы пока…" У нас нашлось несколько общих знакомых в "музейной сфере"
"Как попасть" — это "как спланировать переход и реализовать его". Мы спланировали, и сейчас Маша "переходит свой переход". Держу пальцы, хотя уверена, что она выберет лучшее для себя. И ещё сильнее люблю JobEQ, а он отвечает мне взаимностью.