Какие знания про дофамин можно использовать в бизнесе и жизни?
Разберёмся детальнее.
Ниже ряд тезисов, которые помогут лучше понять назначение дофамина:
- Дофамин — это гормон нейротрансмиттер, который участвует в активации и усилении нейронных связей в головном мозге. "Включает его работу".
- Дофамин — это гормон желания получения вознаграждения. Гормон ожидания удовольствия. Именно "ожидания" и "желания" (само же удовольствие вызывают опиоиды).
- Дофамин — это гормон стимулирующий действия (в прямом смысле слова), для достижение цели. Он даже участвует в двигательной моторике.
- Дофамин — это основной гормон нашей мотивации! Это он наполняет нас энергией и заставляет действовать! Он не решает, что делать, но он управляет тем, насколько быстро все должно происходить. Он делает нас настойчивыми в трудных ситуациях.
Если происходящее соответствует нашим ожиданиям, то уровень дофамина не меняется.
Если происходящее превосходит наши ожидания, то уровень дофамина возрастает.
Если же происходящее не соответствует нажим ожиданиям, то уровень дофамина падает.
На деле это может проявляться так:
- Сотрудник, который получил повышение оклада, первое время проявляет заметную вовлеченность и мотивацию к действиям на работе. Но уже через некоторое время, когда каждая следующая выплата зарплаты становится для него нормой ожидания, то он теряет всплеск мотивации.
- Многими исследованиями доказано, что радость от повышения по службе или перевода на новую работу длиться не долго. И вновь хочется нового движения.
- И к мотивации от выполнения KPI люди так же привыкают, как только их мозг начинает осознавать закономерности типо "сделал столько, получил вот столько". Сделал меньше, получил денег меньше. — дофамин "упал". Сделал опять больше, получил денег ОПЯТЬ больше. — дофамин на том же уровне. И всегда есть потолок возможностей — это либо физическая неспособность сотрудника повысить продуктивность, либо верхняя планка выплаты по KPI.
Счастье от выигрыша в лотерею длиться не долго. Удовольствие от самого факта покупки новой машины так же сходит на нет очень скоро.
Отсюда выводы, что метод стимуляции (повышение дохода, повышение по службе, награждение, отгул и т.д.) в управлении эффективностью персонала сами по себе имеют кратковременный эффект.
А вот поддерживать высокий уровень мотивации персонала можно, усилив работу с ценностями сотрудников и их профессиональным развитием.
Сами по себе деньги (т.е. зарплата) не являются ценностью для людей. Деньги — это лишь инструмент реализации таких ценностей как "безопасность и стабильность", "свобода (финансовая)", может быть "признание себя", "комфорт". У каждого своё.
Сотрудник предвкушая свой бонус, радуется не самим деньгам, а тому как он их сможет использовать и на что в его жизни они повлияют.
Ценности — это такие определённые состояния, ощущения, чувства, которые очень важны для нас (например, чувство любови, ощущение признания себя, чувство значимости, чувство безопасности и стабильности, чувство свободы и т.д.).
Ценности для нас — это нечто, что никогда в полной мере и окончательно не достижимое, это идеал! И поэтому использовать их в работе с персоналом можно бесконечно, в отличие, например, от повышения зарплаты.
Уже многие руководители при подборе персонала отдают основное предпочтение соответствию ценностей кандидата ценностям компании, команды и самого руководителя. При этом, дофамин чудесным образом быстро и приятно поможет новобранцу изучить и освоить всю необходимую матчасть и обрести необходимые навыки.
Мозг любит все новое, оно всегда волнует и стимулирует. Это не гарантирует улучшений, но точно поднимает уровень дофамина, а вместе с ним — и мотивацию.
Новые задачи, активное делегирование, изменение зон ответственности, поощрение творчества(креатива), привлечение к принятию решений в компании. — это лишь малая часть системной работы с мотивацией персонала.
В одной статье, наверное, сложно описать все про работу с ценностями людей. Но этому можно научиться из книг, тренингов или принять на работу хорошего HRD.