В исследовании описан метод самопомощи при постановке цели. Речь идёт об изучении возможностей текстового, речевого воздействия на наш понятийный аппарат. Детально рассмотрено влияние формулировок целей на конечный результат и эффективность реализации.
Часть 1. Где мотивация?
Как реализовать желаемое? Между формированием потребности и её удовлетворением есть промежуток. Чем он наполнен и какие этапы важны на этом пути? Реальная потребность является нам как некое желание. Предположим, от нас требуется выразить это желание. Здесь уже возможна первая проверка — важно формулировать вслух или писать на бумаге (в текстовом редакторе, мессенджере).
Что у нас может получиться? Например, "Я бы хотел…", "Я хочу…" или "Мне нужен…". Формулировки имеют значение. Безусловно, фразы отличаются смыслом, наполнением и содержанием действия. Так формируются цели — важно обозначить, назвать желаемое, найти подходящую фразу.
Итак, фраза "Я бы хотел…" ещё не цель, но уже движение в будущее, повод поразмыслить, насколько важное это желание. Проверено, если мысль спонтанная и сиюминутная, она вскоре забудется. Если же вас заденет идея, она вернётся к вам снова и снова. Тогда с этим посылом имеет смысл поработать всерьёз. Во-первых, давайте постараемся конкретизировать, во-вторых, сузить наш интерес.
В этом месте неплохо перевести идею в более точную и конкретную формулировку "Я хочу…". Обратите внимание, в данном исследовании мы работаем исключительно с языковой моделью формулировок, поэтому примеры неуместны. Вместо троеточия можно поставить любое слово, но обязательное условие — это должен быть глагол. Именно глагол выражает действие, направление, сужает круг поиска и т.п.
Однако, голая и одинокая почти что цель "Я хочу…" выглядит не очень уверенно, будто ей не хватает контекстного содержания. Мы можем обрамить её смыслами, нарядить в подробности, подыскать ей достойное место под Солнцем. Обратите внимание, лёгкий метафоричный язык никак не помогает нам сделать описание цели весомым и значимым. К сожалению, метафоры и преувеличения в описании нашего реального и важного для нас желаемого работают не очень хорошо.
После того, как заготовка для цели обозначена фразой "Я хочу…" придётся немного потрудиться. Используем всё тот же ресурс — слова и смысловые выражения, но без эпитетов и метафор.
Часть 2. Ничего лишнего
Итак, фраза "Я бы хотел…" ещё не цель, но уже движение в будущее, повод поразмыслить, насколько важное это желание. Поверьте, если мысль спонтанная и сиюминутная, вы вскоре забудете о ней. Если же вас затронет идея, она вернётся к вам снова и снова. Тогда с этим посылом имеет смысл поработать. Во-первых, постараемся конкретизировать, во-вторых, сузить наш интерес.
В этом месте неплохо перевести идею в более точную и конкретную формулировку "Я хочу…". Обратите внимание, в данном исследовании мы работаем исключительно с языковой моделью формулировок, поэтому примеры неуместны. Вместо троеточия можно поставить любое слово, но обязательное условие — это должен быть глагол. Именно глагол выражает действие, направление, сужает круг поиска и т.п.
Мы почти у цели, если после "Я хочу…" удалось подобрать правильный глагол и далее то, что удалось сформулировать. Не спешите идти дальше. В этом моменте необходимо подумать, например, над следующими аспектами:
- Насколько обоснованно в текущих обстоятельствах ваше желание?
- Заслуживает ли оно того, чтобы потратить ресурсы на его достижение?
- Каков уровень реалистичности достижения желаемого?
Последний пункт может быть оценен по шкале от 1 до 10 баллов. Ответ 50 на 50 или 5 баллов из десяти, увы, возвращает нас к повторному обдумыванию пункта 1 и 2. Это не означает, что с желанием следует попрощаться, но говорит о том, что оно пока не хочет оформляться в цель. Однако, в данном исследовании мы тренируемся правильно ставить цель, достаточно реальную и обоснованную, которая улучшит качество жизни.
Вероятно, придётся рассмотреть ещё один важный аспект о реальных и идеальных целях. Шкалирование реальности цели — вопрос важный. Не существует чётких границ, как не бывает только белого и только чёрного цвета. На важной отметке в 5 баллов из 10 мы всё ещё находимся в процессе постановки цели. Дело в том, что реальная и идеальная цели не обязательно противоречат друг другу. Скорее всего, реальная цель является одним из этапов достижения цели высокой, труднодостижимой в текущем моменте.
Часть 3. Реальное и идеальное
Ограничения среды и наших возможностей, увы, не оставляют шансов на достижение идеальной цели. Но есть и хорошая новость — можно выяснить, какие наши текущие потребности закрыла бы идеальная цель. Обозначим их, здесь уместно всё сформулировать и зафиксировать. В этот момент удобно подключить моторику, как невербальный метод фиксации задачи — запишите словами. Дальше будет полегче.
Как только мы осознали, какие потребности или пусть одну ключевую потребность поможет закрыть наша идеальная цель, дело почти сделано. Во главу угла ставим эту нашу потребность и подбираем другие, близкие или не очень планы, цели, которые наверняка закроют этот дефицит. Это могут быть небольшие и вполне осуществимые действия, решения.
Таким образом, мы из идеального недостижимого переходим в реальное поле возможностей. Теперь можно попробовать те же три вопроса примерить на простую и реальную маленькую цель. Вспомним, с чего начинали:
- Обоснованность желания.
- Ценность ресурсов.
- Реалистичность желаемого.
Как показывает практика, уровень реальности достижения малой задачи в сравнении с глобальной существенно возрастает. Нам поможет простое шкалирование. Обычно оценка составляет не менее 7 баллов из 10. Это уже успех. Работая дальше с более конкретной достижимой целью мы можем перейти на следующую ступень.
Вспомним, мы начинали с исследования семантических конструкций постановки цели: "Я бы хотел…", "Я хочу…" или "Мне нужен…". Была поставлена задача, насколько реально при помощи словесных формулировок повлиять на понимание проблемы и суметь правильно сформулировать цель.
Предположим, с позицией "Я хочу…" мы разобрались. Нам удалось оценить цель, как идеальную и труднодостижимую в имеющихся условиях. Мы выбрали другую, более простую идею, которая поможет (пусть иначе) закрыть нашу потребность, облегчить нам жизнь. Допустим, это маленькое желание обосновано, ресурсы на его реализацию есть, а уровень реалистичности составляет 80% (8 баллов из 10).
В этот момент наша идея или желание наконец-то приобретает другой статус — становится целью. Мы имеем полное право заявить "Мне нужно…". Когда цель названа при помощи таких выражений, она наверняка реализуется. Заметим, мы использовали всего лишь различные формулировки одного и того же. Присвоили этим семантическим конструкциям различный вес, разную смысловую наполненность. То есть нам удалось создать на основе понятийного аппарата и языка описания новый инструмент анализа.
Вероятность закрытия потребности и достижения небольшой, но реальной цели будет очень высока. Безусловно, методика потребует некоторого терпения и веры в положительный результат. Но цель будет поставлена правильно, обдуманно и с высокой вероятностью будет достигнута. Этот шаг приблизит нас к идеальному желанию, поскольку потребность мы как-то закроем. Попробуйте применить метод самостоятельно, результат не заставит себя ждать.
Удачной вам цели!