Интервью с ведущей тренинга для руководителей Марией Загорской о роли руководителя и мотивации персонала в сложный экономический период.
Вопрос: Многие руководители считают, что "Сотрудников нет смысла мотивировать, ведь сам факт сохранения рабочего места-достаточная мотивация к качественной и эффективной работе", так ли это?
Мария Загорская: "Это распространённое заблуждение руководителей. Я слышала также ещё циничную шутку "Ваш бонус за 2014 год — ваша работа в 2015 году. Представьте, как чувствуют себя сотрудники, которые остались в организации. Экономические новости, повышение цен, увольнение коллег, возросшие должностные обязанности — всё это создаёт ощущение стресса и тревоги. А вы, как руководитель, зависите от этих людей и их эффективности. Ведь основную ценность в бизнесе создают люди, и конкурентоспособность предприятия определяется его сотрудниками.
Поэтому, мой ответ про мотивацию: сотрудников надо не просто мотивировать, с ними нужно работать. Если вы в прошлом руководили, почти не общаясь с сотрудниками, то сейчас-время повернуться к ним лицом.
Мы много говорим о лидерских качествах руководителя, и сейчас эти качества становятся особенно важны и востребованы.
Ведь в стрессовой ситуации включаются инстинкты выживания, что совсем не способствует эффективной работе. Люди не должны думать: уволят, не уволят, понизят-не понизят. Как можно работать хорошо, понимая, что завтра ты можешь уже не сидеть за этим столом? У сотрудников должна быть определённость, пусть и не очень весёлая. Когда есть определённость и ясность, высвобождаются силы для работы".
Вопрос: Как руководителю взять ситуацию под контроль? Есть ли алгоритм для руководителя, план действий в такой ситуации?
Мария Загорская: "Есть несколько мер, которые помогли руководителям западных и российских фирм, которые успешно пережили трудные моменты. Выиграли те, кто выбрал баланс между "стать лидером" и "довериться своим сотрудникам".
Вот важные пункты
Станьте лидером. Те руководители, которые не готовы взять на себя ответственность за свой коллектив, чаще теряли позиции в кризисной ситуации. Сотрудники хотят, чтобы кто-то им сказал, что ситуация сложная, но она под контролем. Это естественная потребность большинства людей в безопасности.
Информируйте. Ещё один миф руководителя: сотрудники и так все понимают и всё знают. Это не так. У каждого сотрудника своя "картинка" в голове, свои страхи и ожидания. А неопределённость-один из самых демотивирующих факторов, даже хуже, чем непопулярные меры. Чем быстрее вы устраните слухи и недопонимание, тем быстрее подчинённые приступят к работе. Тем меньше будет бесед в курилке и терапевтических разговоров за чаем. Поэтому кризис это время собраний, совещаний, информационных рассылок и личных встреч, каким бы неуместным это не казалось руководителям.
Возьмите ситуацию под контроль:
Здесь план для руководителя такой:
Констатируем ситуацию "Продажи упали, дебиторы не платят, ситуация сложная";
Говорим о собственном опыте "Такое уже было в нашей фирме и мы справились. Я был к этому готов. Это наша работа, здесь нет трагедии";
У нас есть план действий. "Мы предпринимаем антикризисные меры (перечислите)";
Нагружаем задачами, говорим что нужно от каждого сотрудника.
Вовлекайте в принятие решений. Успешнее всего из кризиса выходили компании с двумя стилями управления — авторитарный единоличный лидер, либо компания с политикой "вместе мы команда".
Если вы не можете взять на себя единолично всю ответственность за ситуацию, разделите её с сотрудниками. Создавайте "рабочие группы" для обсуждения антикризисных мер. Обратите внимание на неформальных лидеров, мнение которых влияет на коллектив. Включите их в обсуждение, сделайте своими сторонниками (как работать с такими сотрудниками, мы обсуждаем на тренинге). Это поможет легче внедрять решения и создаст ощущение команды, которая справится с любыми трудностями.
Другим мерам нематериальной мотивации посвящён второй день тренинга "Результативное управление персоналом".