"Куда ушёл рынок и есть ли у деньги у людей?", — вот такой вопрос мне задали вчера клиенты
И сегодня утром, пока я была на строительном рынке (а я там бываю последние 2 месяца практически ежедневно, так как у нас идёт стройка) я думала над этим вопросом.
Конечно, текущий кризис очень сильно изменил расстановку сил в разных отраслях. Потому что у людей резко поменялись приоритеты. А кризис — это всегда перенастройка системы.
Какие рынки уже выросли сегодня и будут расти?
- Фармацевтика и всё, что связано со здоровьем.
- Все что связано с доставкой еды и товаров.
- IT-индустрия: сервисы, приложения, сайты.
- Удалённые интернет-профессии.
- Онлайн образование.
Кто стагнирует и испытывает острую нехватку клиентов?
- Все, где нет он-лайн!
- Весь офф-лайн, кроме жизненно необходимых товаров, проседает и будет проседать.
- Торговля (розница, рестораны, туризм, сфера развлечений), а это на 80% малый бизнес.
Чтобы понимать, куда сегодня ушёл рынок, и есть ли деньги у клиентов, важно сначала осознать вот какую вещь
В кризис деньги никуда не исчезают, а перераспределяются
Деньги у людей есть. Другой вопрос, понесут ли они их именно в вашу компанию, чтобы приобрести ваш продукт? Или направят в другую сторону?
Чтобы клиенты направили деньги к вам, для начала стоит ответить себе на вопрос:
А на какой клиентский сегмент вы работаете? Эконом класс, средний, премиум?
Продавать сегодня всем — значит не продать никому. И если вы продаёте эконом классу, то премиум к вам не пойдёт, и наоборот.
А вот если ваш основной сегмент клиентов — это средний класс, то держитесь крепче! Потому что в период кризиса этот обычно самый большой сегмент клиентов, резко сокращается. Причём, чем глубже кризис, чем более он затяжной, тем больше клиентов из этой категории смещается в сторону эконом-сегмента. И это стоит учитывать.
В 2014–15 годах предприниматели часто задавали нам вопрос: "Куда делись клиенты?". Обычно ситуация выяснялась такая — компания до кризиса работала со средним ценовым сегментом, прекрасно себя чувствовала, но в период кризиса начинала ощущать острую нехватку клиентов. Ответ простой — в трудные времена средний сегмент всегда "схлопывается". Недаром говорят, что в кризис "богатые богатеют, бедные — беднеют".
Что происходит с премиум рынком? Да ничего особенного. Даже если и "просядет", то незначительно. Богатые люди сохранят, и даже преумножат, свои капиталы. Возможно, премиум — рынок и "просядет" немного по ценам, но он останется. Премиум — клиенты оставались и будут оставаться во все времена. Даже во время войны богатые люди продолжали ездить на отдых в Швейцарию, сетуя, что нельзя поехать в любую страну.
Какой бизнес выживет в кризис, и будет развиваться?
Тот, что правильно построен. Те предприятия, где грамотное управление и выстроена система продаж и маркетинга, выдержат испытания любым кризисом.