Да, во всем мире наблюдается острый дефицит квалифицированной рабочей силы, способной на должном уровне поддерживать технический прогресс.
Да, человеческий капитал приобретает особую значимость в борьбе за экономическое лидерство страны. Именно поэтому вопросом создания и реформирования национальной системы квалификаций в той или иной степени озадачены сегодня уже более 100 стран мира.
И — да, Россия — не исключение.
Надо отметить, что тема профстандартов в нашей стране впервые возникла в 1996 году. В течение последующих десяти лет все понимали значимость вопроса, но по факту активных/результативных действий не предпринималось. Первый макет профессионального стандарта в России появился только в 2007 году. А 7 мая 2012 года был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", согласно которому Правительству Российской Федерации надлежит (в том числе):
- Подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
- Утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
- Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
И тут всё закрутилось, завертелось…
Итак, давайте разберёмся с понятиями.
Определение официальное: профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимых для этого компетенциям.
Говоря более простым языком, профстандарт — это документ, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определённой работы или профессиональных обязанностей.
Важно!
Все профессиональные стандарты разрабатываются при непосредственном участии профессионального сообщества, поэтому они отражают современные требования к профессии.
Для чего предназначен?
Во-первых, для обучения. Одна из основных задач профстандарта — связать образование с рынком труда. Поправки в закон об образовании обяжут формировать государственные образовательные стандарты на основе профстандартов. Фактически сейчас идёт пересмотр всей основы профессиональных компетенций и профессионального образования в стране, поскольку профстандарты лягут в основу подготовки будущих специалистов. Министр Образования и Науки РФ Дмитрий Ливанов в одном из своих интервью, в частности, сказал, что "к 2020 году не менее половины всех колледжей и техникумов должны быть готовы к работе по самым современным образовательным программам, готовя специалистов на самом высоком уровне".
Во-вторых, для проведения оценки квалификации и сертификации сотрудников, а также выпускников учреждений профессионального образования.
В-третьих, с помощью профстандартов можно решать целый ряд задач в области управления персоналом, а именно: разработка локальных стандартов компании, разработка системы мотивации персонала, присвоение тарифных разрядов работниками, разработка должностных инструкций, составление профилей позиций с целью подбора персонала, проведение аттестаций и оценочных процедур, обучение/развитие сотрудников и др.
В-четвёртых, профстандарты позволяют стандартизировать и унифицировать целые виды экономической деятельности. К примеру: оказание рекрутинговых услуг, услуг по дополнительному образованию и проч.
Профессиональные стандарты в области управления персоналом
В настоящее время на разных стадиях разработки находятся профессиональные стандарты по следующим функциональным направлениям:
- HR-бизнес-партнёр (директор по персоналу, руководитель службы по управлению персоналом, специалист по управлению персоналом).
- Оценка персонала.
- Специалист по подбору персонала (рекрутер).
- Менеджер по трудоустройству (в том числе специалист государственной службы занятости).
- Мотивация, вознаграждение и нормирование труда.
- Кадровое администрирование и делопроизводство.
- Обучение и развитие.
- Корпоративная культура (HR-маркетинг, HR-брендинг, социальное партнёрство(политика), эвент-менеджмент, внутренние коммуникации, вовлеченность персонала).
Каждый профессиональный стандарт содержит
- Что делает специалист? Трудовые функции (обобщённые) и трудовые действия, которые должен выполнять сотрудник, лягут в основу трудовых договоров и должностных инструкций.
- Что должен знать и уметь специалист? Необходимые умения и необходимые знания могут использоваться для проведения аттестаций.
- Квалификация. Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы будут, вероятно, использоваться в целях подбора новых сотрудников, ротации и развития персонала.
Более того, профессиональные стандарты устанавливают уровни квалификации. Всего их определено 9 в соответствии с полномочиями и ответственностью должности, характером умений и знаний, а также определены пути достижения уровня квалификации. Подробнее — Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
Прим. автора: из тех стандартов, с проектами которых мне лично довелось познакомиться, уровни квалификации для сотрудников в сфере управления персоналом установлены от 5 до 7.
Пользуясь профессиональным стандартом, любой сотрудник в сфере HR может провести для начала самооценку своей квалификации, определить степень своего соответствия занимаемой должности и при необходимости наметить план развития. Справедливости ради надо заметить, что подавляющему большинству наших коллег сделать это будет очень полезно. Уровень профессиональных знаний и умений в области управления персоналом весьма низок (в том числе по причине слабой профессиональной подготовки и даже полного её отсутствия).
Вопросы
Несмотря на все очевидные преимущества стандартизации профессиональных компетенций, возникает целый ряд вопросов. Основная масса из них в большей степени связана с переходом на новую систему.
Будут ли профессиональные стандарты обязательны для всех компаний? Закон о профстандартах, вступивший в силу 1 июля 2016 года затрагивает, прежде всего, работников, чья деятельность связана с повышенной ответственностью. К примеру, профстандарты будут применяться при приёме на работу, врачей, пилотов гражданской авиации, водителей. Для всех остальных работодателей профессиональные стандарты будут носить рекомендательный характер. Окончательное решение о приёме сотрудника на работу будет принимать работодатель. А также компании смогут индивидуально устанавливать стандарты, обязанность которых не прописана в законе.
Кто будет оценивать? В России создадут сеть центров проведения независимой сертификации профессиональных квалификаций. Оценка квалификации работников на соответствие профессиональным стандартам пока затронет только работников машиностроительной, лифтовой отрасли, железнодорожного транспорта, ЖКХ, наноиндустрии, строительной сферы, области сварки.
Какова польза от профессиональных стандартов?
- Утверждение профстандартов придаст импульс для повышения качества персонала уже сейчас. Теперь руководитель может открыть профстандарт, внимательно ознакомиться с тем, что его сотрудник должен реально знать, уметь делать, сопоставить со своей реальностью. А дальше решить: нужен ли ему такой специалист? Готов ли он дальше оплачивать работу этого сотрудника? Возможно, его стоит отправить на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки?
- Есть надежда, что с приведением образовательных стандартов в соответствие требованиям рынка труда, бизнес начнёт получать молодых специалистов, способных уже сразу выполнять трудовые функции. Это, к слову сказать, должно снизить расходы бизнеса на дополнительное обучение сотрудников.
- Предполагается, что применение профессиональных стандартов в конечном итоге повлияет на повышение производительности труда, сможет повлиять на повышение качества производимых товаров и услуг.
- Профессиональные стандарты могут быть также полезны в целях профориентации молодых людей, а также при планировании и развитии карьеры сотрудников.
Думаю, все плюсы и минусы станут более очевидными, когда у нас появится практика применения профессиональных стандартов.
Сейчас ясно одно: мы постепенно движемся по пути формирования цивилизованного рынка труда. Путь этот будет, судя по всему, небыстрым и непростым. Конечно, есть сопротивление. Ну, а как же без него, когда дело касается изменений? Конечно, систему придётся постоянно совершенствовать. Однако связка профессиональное образование — оценка квалификации — бизнес — государство, как мы все надеемся, принесёт свои плоды. И наши трудовые взаимоотношения станут более цивилизованными, продуктивными и экономически выгодными.