Риски для бизнеса, для компании, для страны, инновации, мудрёные технологии. Популярные и злободневные темы, которые большинство людей воспринимает как нечто далёкое и их не касающиеся. Стоит ли так делать? Оправдан ли такой подход? Так ли уж всё безоблачно для сотрудников организаций? Давайте разберёмся.
Я вижу 5 главных рисков, которые набрали обороты и дальше их скорость и влияние будет только увеличиваться.
Отсутствие стабильности и повышенная неопределённость, высокая скорость изменений
Можно много говорить об этом, о факторах, которые на это влияют. Я хочу обратить внимание на другое. Есть люди, которые на вопрос об ожиданиях от нового места работы отвечают: "Стабильность". Настало время признать — это заведомо неоправданное ожидание. Весьма забавно слушать такое ожидание от людей, которые стабильно, не реже, чем 1 раз в полгода, а то и в квартал меняют работу. Это точно не про вопрос — претензию к работодателям, а про поиск снаружи того, чего не хватает внутри. Так на что же хочу обратить внимание? На способность жить в условиях высокой неопределённости и способность к изменениям, способность меняться. Есть ли она? Насколько она развита? Как её тренировать?
Технологии, автоматизация, замена человека технологиями, в том числе роботами
Мы все становимся свидетелями как всё больше и больше профессий уходят с рынка труда. В них отпадает необходимость. Высокие технологии успешно заменяют человека во многих сферах. Готовы ли к этому тему, кого заменяют? Осваивают ли новые профессия, умения, навыки? К сожалению, практика, в том числе и мировая, показывает, что большинство людей занимает иждивенческую, психологически незрелую позицию. Начинается это с малого — многих не интересует что происходит в их профессии, отрасли. А потому оказываются однажды не удел. Массовые сокращения ещё впереди. И не потому что кризис.
Повышение пенсионного возраста
Моё отношение к этому не имеет никакого значения. Давайте посмотрим на вещи здраво и зрело. Достаточно понимать историю нашей страны и не только, некоторые современные реалии, в том числе экономико-политико-демографические, а так же просто элементарно систему власти, чтоб легко предсказать в ближайшие 15–20 лет ещё как, минимум, 2 (помимо уже озвученной в этом году) пенсионных реформы. С чем сталкиваются многие люди, которым 45 и больше. С не востребованностью. Вроде бы должно быть наоборот… Но… большинство людей к своим 45–50 годам не становится мастерами, ассами в своей профессии, головой или руками, за которыми нужно охотиться. Не осваивают актуальные течения и новые веяния. И поэтому теряют способность учиться, а значит меняться. Мышление становится косным, неповоротливым. И вместо того, чтоб восхищать своим багажом опыта, профессиональной мудростью, огорчают своей консервативностью и не желанием пошевелить хотя бы пальцем. Как много вы знаете людей, которые хотя бы раз в месяц читают книжку (купив или скачав её самостоятельно) на профессиональную тему? Проходят курсы повышения квалификации? Читают профессиональные СМИ? Участвуют в профессиональных мероприятиях и конференциях? А ведь сегодня возможностей, в том числе и бесплатных, масса! Итого… что же будет с ними к 55 годам и что же будет с их востребованностью на рынке труда? Особенно если учесть тренды названные выше.
Прозрачность информации
В том числе и о ваших достижениях. На сегодня многие специалисты в области управления персоналом открыто обсуждают возможность создания базы и рейтингов сотрудников. Причём это не просто копилка резюме. Это уже есть. А ресурса, на котором можно посмотреть отзывы прошлых работодателей, текущих, потенциальных (любителям не приходить на собеседования — это сразу аукнется) и многое другое. Представьте, что произойдёт как только появится эта площадка в полном и достаточно открытом объёме. Кого-то, глядя на всю весьма полезную и интересную информацию, не пригласят даже на собеседования. Никогда и никто. Почему? Потому что его репутация как сотрудника весьма грустна. Он в чёрном списке. Никто не захочет рисковать. Кто из сотрудников сегодня задумывается об управлении своей репутацией? Об умении строить отношения с коллегами и шефом? Принося при этом отличный результат, а не гундёж из серии: "Зачем мне, взрослому семейному человеку, обременённому кредитом на машину и ипотекой, нужно идти на работу и хорошо работать?"
Сокращение мотивационных программ
С учётом того количества требований, которое предъявляется бизнесу государством, покупателями, партнёрами, конкурентной средой и т.д. Всё больше набирает тренд отказа от мотивационных программ сотрудников с заменой их на благодарственны программы. Что это означает? Если сотрудник не хочет работать, не хочет хорошо работать, никто его уговаривать и мотивировать не будет. Никто не будет бегать за ним и уговаривать поработать. Совсем скоро рынок соискателя станет рынком работодателя. Не будут придумывать мотивационные игрушки и пр. Найдут того, кто понимает зачем ему надо приходить на работу. Мотивационные системы будут заменяться на благодарственные системы или системы вознаграждений за хорошую работу. И мотивировать придётся себя самим, как впрочем и обеспечивать соответствие требованиям компании.