Если вы подумываете о приглашении бизнес-тренера, или, может быть, вы — начинающий бизнес-тренер и прямо сейчас определяете своё профессиональное амплуа, то вот, пожалуйста, выбирайте!
Во всëм многообразии помогающих специалистов, в частности бизнес-тренеров, порой сложно разобраться, какой именно нужен конкретно вам.
Я наблюдала, наблюдала, и вот у меня получилось своё насмотренное представление о том, какими мы, бизнес-тренеры, бываем, как нас распознать и как выбрать. На строгость и объективность не претендую, вместе с тем надеюсь, что мои изыскания и выводы помогут вам определиться, во что вы станете инвестировать, и на какие эффекты станете рассчитывать, выбирая профиль, стиль, специфику предполагаемого тренера.
Бизнес-тренер "Звезда"
Эксплуатирует (в хорошем смысле слова) две-четыре темы, ориентирован в них, "читает" их, выступает на большие аудитории, в солидных залах и на солидных мероприятиях. Всегда на виду. Часто публичен не только как профессионал, но приоткрывает и иные стороны своей жизни, например семейную. Громкие названия, известные имена, звонкие кейсы. Не менее звонкие цены. Аплодисменты.
Как распознать
Много рекламируется, предлагает множество чек-листов, гайдов, инструментов, обязательно есть несколько каналов связи с аудиторией — мессенджеры, социальные сети, множество видео — от тех, что на профессиональные темы, до видео "престижа" — о том, где был, куда был зван. Публикации, посты, рассылки, напоминания о "последнем шансе", "окончании выгодных продаж", акции, призывы не упустить уникальные возможности. Часто позиционирует себя как носителя эксклюзивной информации, уникальных знаний. Пишет и издаёт книги. Которые, кстати, неплохо покупаются. Может иметь опыт в соответствующей профессиональный сфере по своей теме или не иметь его.
Эффекты
Тренер "Звезда", во-первых, великолепный популяризатор знания (как правило в области гуманитарного, социально-психологического, социально-экономического знания). Очевидно, вызывает интерес и внимание к теме.
Такой тренер срабатывает на престиж компании, на внешнюю оценку мероприятия, компании-заказчика, репутацию собственника — "можем себе позволить". Может быть одним из инструментов рекламы для компании. Может вызывать позитивные чувства у сотрудников, в том числе чувство гордости и принадлежности — "моя компания сильна и состоятельна, а я её часть, я тоже силён и состоятелен".
Важно учитывать
Быть носителем эксклюзивной информации в современном информационном цифровом мире сколько-нибудь длительное время — почти невозможно. Информация распространяется и становится массовым достоянием даже быстрее, чем вирусы воздушно-капельным путем.
Тренера "Звезду" в его роли "носителя уникального знания" можно было бы заменить другими источниками информации, если бы не … наша, ну, наверное, лень и нежелание находить, исследовать, анализировать информацию самостоятельно. Если бы не наша мечта о "волшебной пилюле", которая решит все наши организационные и личностные проблемы. Надежда на неё не умирает.
Важно помнить, что реальные изменения в реальной жизни, тем более на корпоративном уровне, не происходят от простого прослушивания даже очень вовлекающего спикера. По разным данным, (да обратимся хотя бы к пирамиде Эдгара Дейла), степень усвоения, сохранения, услышанного и даже услышанного и увиденного — в среднем 10–15%. А знаний, которые преобразуются в реальную активность, — действия, поступки — и того меньше, почти нисколько.
Бизнес-тренер "Мотиватор"
Фактически его специализация мотивационный стендап.
Глубинное знание и тренировка жёстких и мягких навыков не его зона ответственности, разве что мягких в некоторой степени. Вдохновляет великолепно! Мотивирует и заряжает!
Мне кажется есть масса ситуаций, случаев, когда "Мотиватор" будет полезнее, чем "Звезда". И его, кстати, сложнее заменить в силу редкости его способностей.
Совершенно точно Мотиватор способствует выработке дофамина в организме человека, при чем без каких-то ощутимых действий, усилий, затрат, результатов. А лишь за счёт собственной эмоциональной убедительности, часто чувства юмора и яркой речи, а также силы вашего воображения. Отлично собирает и использует ситуации из жизни, что и добавляет ему убедительности и жизненности что ли…
Как распознать
Иногда философичны, обращаются к общечеловеческим ценностям.
Хотите…
- снизить градус напряжения в команде,
- плеснуть в настроение людей оптимизма,
- расслабить, насмешить или растрогать (а это важно, поскольку, замечали ли вы?, вместе смеющиеся и вместе плачущие люди и работают вместе потом как-то слаженней)…
- (для сохранения приверженности и регулярности рутинных действий надо что-то ещё), а вот если хотите вдохновить людей принять какую-то идею, хотите, чтобы начали что-то..
- хотите высадить зерно веры во что-то, повысить у людей градус уверенности в собственных возможностях
…зовите смело, не пожалеете!
Темы его выступлений скажем так "жизненные", часто в эмоционально-волевой области, личностные, сформулированы креативно, интригующе.
Кроме того, начнёте собирать отзывы, скорее всего в них будут фигурировать в значительной мере слова-эмоции! Так и поймете.