Казалось бы, при подготовке к экзаменам цель и так понятна — успешно сдать ЕГЭ. Но вот что такое — успешно? И вообще — для чего это нужно? Предугадаю ответ: чтобы поступить в хороший ВУЗ и желательно на бюджет. Да, все это здорово. А сам ребёнок точно это осознает, сам выпускник хочет именно этого? А ведь это так важно, достигать именно свои цели, чтобы они были близки и важны именно для тебя. А так ли это на самом деле в вопросе сдачи ЕГЭ? Коучинговая компания Next Level предлагает статью коуча и школьного психолога Ирины Широковой.
О целях и целеполагании написано много. И о том, как правильно формулировать цели, и о том, как это важно — вообще видеть свою цель. В коучинге это одно из основных условий успешной работы — правильно сформулированная цель. Если рассматривать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ как коучинговый контракт, то естественно и начинать все нужно с целей. Параметры хорошо поставленной цели:
- Позитивная.
- В зоне контроля.
- Важная.
- Сформулирована в технологии Smart.
- Экологичная.
В нашей школе уже не первый год некоторые предметы в 10–11 классе изучаются на профильном уровне. У каждого ученика на этот период есть свой индивидуальный учебный план (ИУП), в котором, как раз помимо общего набора предметов к изучению, есть ещё и дополнительные занятия, которые и позволяют изучать выбранные предметы на профильном уровне.
И ребята, которые учатся по ИУП, имеют все шансы сдать ЕГЭ на более высокие баллы. Пишу, имеют высокие шансы, а не точно сдают, потому что это реальность. Не все сдают ЕГЭ после профильного изучения на ожидаемые баллы. В чём причина — этот вопрос волнует нас, как педагогов, и конечно же родителей будущих старшеклассников.
Прежде чем включить ребёнка в программу профильного обучения, мы, конечно же, проводим некоторое изучение отдельных параметров. В частности, сравниваем, каким своё дальнейшее обучение видит сам ученик, а каким его родители. Т.е. мы проводим опрос: какие предметы вы бы выбрали для профильного обучения.
Очень часто ответы учеников и ответы родителей не совпадают. Ребёнок хотел бы изучать, например биологию и географию, а родители считают, что для поступления больше важны обществознание, русский и английский язык.
С нашей, взрослой позиции, наверное, родители правы — это одни из самых востребованных дисциплин, эти предметы учитываются во многих ВУЗах. Но ведь интерес ребёнка другой, ему интереснее другое. И будет ли он с "огоньком" готовиться к тем экзаменам, которые для него выбрали родители?
У меня был ученик, родители которого настояли на том, чтобы он на профильном уровне изучал физику, математику и русский язык. Явно технический профиль. Ребёнок весьма послушный, к родителям уважительно относится, согласился.
А вот в 11 классе, в феврале месяце! в качестве предмета к сдаче ЕГЭ выбрал ещё и химию. В 10–11 классе на изучение химии отводится 1 час в неделю. До экзамена всего 4 месяца!
Я в ужасе — мы не готовились конкретно к ЕГЭ по химии. (Я, кроме того, что психологом в школе работаю, ещё и химию преподаю). Что делать то, времени совсем в обрез.
А решимости у моего подопечного хоть отбавляй — зашёл ко мне в кабинет после того, как заявление написал и говорит: "Вы меня даже не отговаривайте, я все равно химию сдавать буду".
Читайте статью: Как настроить ребёнка на ЕГЭ.
Ну что ж, сдавать так сдавать! Составили с ним программу подготовки, назначили время встреч, и, собственно, все. Стали этот план реализовывать.
Опуская все подробности подготовки, скажу, что парень мой сдал свои экзамены вполне, чтобы поступить на бюджет.
Читайте статью: Как правильно готовиться к ЕГЭ.
Но вот, что интересно и зацепило меня ещё тогда: и физику, которую он изучал на профильном уровне 2 года, и химию, которую он готовился сдавать всего 4 месяца, сдал он примерно одинаково — немного до 70 баллов не добрал. Вот почему так?
В своей программе психологической подготовки к ЕГЭ мы с ребятами уделяем максимум внимания именно правильной постановке целей. Есть отдельный блок про цели: как правильно поставить цель, как спланировать путь к ней. Какие вообще бывают цели, и о том, как важно, чтобы они были.
Практика показывает, что правильно поставленная цель это уже половина пути к победе. А своя цель — это ещё плюс 25% успеха.
Когда мы, взрослые, ставим цели, мы априори знаем, что это наша цель (хотя не факт — может и не наша вовсе. Но это другая история…). А вот дети часто как заложники нас, родителей.
Мы порой считаем, что лучше знаем, что для ребёнка будет хорошо и правильно. И очень хотим, чтобы он принял нашу заботу в таком варианте.
Читайте статью: Конструктивная обратная связь как эффективный инструмент управления.
Но ведь и у него тоже есть своё представление о том, что ему хорошо, что для него полезно и правильно.
Как научиться доверять выбору своего ребёнка, научиться принимать его решения, даже если они нам не нравятся.
Это архисложно и страшно, очень и очень непросто, а вдруг ошибётся, вдруг обожжётся…
И вот коучинг как раз и помогает научиться слышать и принимать чужой выбор, ведь один из принципов его доверие вместо оценки. И этому можно научиться.