Сколько времени уходит в вашей компании на согласование договора, особенно типового? Час? День? Неделя? Месяц? А может быть 3 месяца? О каких проблемах в компании это говорит?
История 1
Компания в области маркетинга согласовывает договор на протяжении, минимум, месяца. Но это не единственная проблема. Вторая большая проблема — руководство из Москвы, которое хоть и согласовало план мероприятий на год, в формате ежемесячного планирования его не подтверждает. И когда приближается новый месяц возникают новые идеи. Однако, тут включается первая проблема — процедура согласования договора. В итоге — компания проводит рекламные акции с запозданием, минимум, на месяц. Эффект понятно — никакой. Крайним во всем оказывается отдел маркетинга. Сотрудники данного подразделения работают в среднем по полгода. Есть ли возможности повлиять на ускорение процедуры согласования документов? Вроде как есть, а вроде как и нет, так как все упирается в юридический отдел. Признать его "виновным" не могут — так как там "приближённые люди", которые свои позиции в вопросах влияния сдавать не спешат, да и постоянно ссылаются на нехватку времени.
Итог: конкуренты побеждают. Они могут подписать с клиентом договор за полчаса, в то время как упомянутой выше компании требуется неделя. Они могут быстро отреагировать на изменения на рынке и новые тренды в маркетинге, в то время как в нашем случае это занимает не менее 3 месяцев и ещё не факт, что будет пропущено юридическим отделом.
Бюрократия — вещь нужная и полезная. Если она является помощником на пути движения к цели. Если она становится господином в компании — она начинает жёстко тормозить развитие организации и приводит её к упадку. Это верно и для гос. структур, где склонность к бюрократии в формате "господина" невероятно высока.
История 2
Решила некая компания провести оценку своих розничных продавцов, а затем на её основе их обучить. Есть жалобы, есть недовольство их работой. Все бы ничего, да вот только договор в этом и похожих случаях согласовывается по несколько месяцев. Потому что у службы безопасности есть свои правила. СБ — штука полезная, особенно когда речь идёт про крупный торговый бизнес, да вот только весьма часто СБ опять же становится тормозом в развитии компании да настолько, что приводит её порой к полному закрытию. В целом большинство СБ весьма специфически понимает и решает задачи — кулуарные и подковёрные игры, борьба за "серое кардинальство", ориентация на процесс и манипуляции с манипуляшечками, масса внимания и усилий реально не нужным вещам. И это ещё только цветочки. Встретить в компании адекватную и развивающую (хотя бы страхующую) бизнес, а не разрушающую его, СБ — большая редкость и удача для владельца. Опять же адекватные специалисты средней руки в такой компании долго работать не будут. А хорошие, столкнувшись ещё на этапе собеседования с представителем СБ, не приходят в принципе, так как им все понятно про эту компанию и про этого владельца или генерального. Никто из сотрудников в здравом уме и трезвой памяти не хочет тратить большую часть своих усилий на преодоление господства бюрократии!
Итог: учить нужно не сотрудников первой линии фронта, а генералитет, погрязший в неконструктивной организации процессов и господстве бюрократии. Можно сколько угодно оценивать и учить продавцов, но без изменения подходов к организации процессов толку от этого не будет. Более того — это все будет демотивировать сотрудник и побуждать их к поиску нового места работы.
Если в вашей компании процедура согласования документов (особенно типовых) перевалила, максимум, за 2 недели стоит задать себе вопросы:
- Кто на самом деле главный в вашей компании? На кого вы все на самом деле работаете? На клиента? Снимите розовые очки!
- Что же на самом деле важно для Вашей компании? Развитие и улучшение сбытовых показателей, к примеру? Снимите розовые очки! Если вы договор на развитие согласовываете по 2–3 месяца — вам это реально не нужно!
- А может у Вас просто не хватает людей? Опять же может стоит снять розовые очки?
- Кстати, может компания в массовом порядке занимается ИБД (имитация бурной деятельности)? Снимите розовые очки в отношении управленческих компетенций.
Главное
Если простые процессы занимают в компании столько времени, то страшно представить сколько времени занимают процессы, обеспечивающие скорость движения компании на рынке. А при таком подходе к делу даже на классном корабле далеко не уплывёшь. Ходьба на месте — вот удел компаний — любителей согласовывать документы.