Психодрама-- страшное слово. Когда его впервые слышат сразу два вопроса: что это такое? Это для психов? потому что нормальный человек думает так: зачем мне психи и драма? Мне и так хорошо . И если с расстановками (которые тоже выросли из психодрамы) более менее понятно, народ уже знаком с этим словом и часто принимает психодраматическое разыгрывание за расстановки, то про метод психодрамы приходится объясняться отдельно. Рассказывая и про название и про технику.
А на самом деле, психодрама — это групповой метод работы. Его основатель — Якоб Леви Морено. Годом открытия считается дата 1 апреля 1921 года. В тот день состоялась публичная демонстрация метода. Именно эта дата считается днём рождения Психодрамы. И именно её в прошлом году отмечали все психодраматисты мира.
Метод родился из наблюдений Морено за игрой детей в парке и театром спонтанности, который послужил прообразом и психодрамы и плейбек-театра и дал собственно название методу. Если очень кратко то метод основан на игровом моделировании, проигрывании того, о чём идёт речь. Это могут быть внешние, внутренние процессы, скрытые глобальные процессы, которые кроме как в действии и не увидеть. С помощью ведущего группы участники ищут новые способы жизни в старых ситуациях и создают новые способы, которых в их жизни ещё не было. Психодрама (так для краткости зовут группы и занятия) позволяет получить новый опыт, адаптироваться к привычным условиям, найти выход из ситуации.
За долгие сто лет психодраматические техники перекочевали в другие методы, социометрия вылилась в отдельную науку, групповая работа также стала самостоятельной дисциплиной и, конечно, бизнес не мог не взять на вооружение психодраму. Ролевые тренинги, игровое моделирование, навыковые группы — психодрама в бизнесе заняла своё коронное и незаметное место, как рабочий инструмент. Часто участникам не нужно знать, в какой технике работает ведущий группы или индивидуальный консультант. Но для лиц принимающих решения по планированию обучения знать это нужно. Чтобы понимать, как строит обучающую группу бизнес-тренер — психодраматист и игропрактик.
Как уже упоминалось, психодрама включает в себя 3 части: социометрию, психодраму, обучение в группах (групповая работа). И социодрама. Которая немножко отдельно.
В бизнесе метод доказал свою эффективность, потому что позволяет:
- Проводить тренинги с любым количеством участников.
- Достичь более высокого процента усвоения темы.
- Избежать сопротивления группы.
- Пробудить творческий потенциал участников.
- Научиться правильно учиться.
- Объединить коллектив через совместную деятельность.
- Акцентировать тему, а не ведущего.
- Научиться правильно говорить. "Я-высказывание".
Социометрия
Это метод измерения исследует предпочтения человека в его естественной обстановке.
Социометрия, как метод, появилась в первую мировую войну, когда основатель метода — Морено работал в лагерях беженцев. Наблюдения за группами позволили ему выявить закономерности метода и сделать первые открытия. В дальнейшем Морено дополнял метод, пока он не превратился в полноценный инструмент для специалистов: психологов, социологов и бизнес-тренеров.
Социометрия измеряет в группе параметры предпочтений и отвержений, которые не осознаются участниками, но очень важны для диагностики и дальнейшей работы.
Что даёт измерение в обучении:
- Быстрая диагностика участников группы.
- Выявление точек напряжения.
- Уровень сплочённости группы.
- Формальное и неформальное лидерство.
Измерению также доступны; степени владения навыком, настроение, уровень агрессии, включённость и многое другое. Т.к. измерение происходит в игровой форме, участники могут даже не подозревать, что их измеряют. Таким образом, удаётся избежать сильного сопротивления.
В бизнес-тренингах социометрические измерения позволяют быстро и незаметно для участников продиагностировать состояние, настроение, степень включённости участников.
Психодрама
Психодрама — если коротко, то это игра. Всё, что человек осваивает, будь то навык, чувство или новую для себя ситуацию он сначала проигрывает, как роль. Например, прежде чем выступать — стоит перед зеркалом и проговаривает текст. Или, если нужно освоить звонки — звонит своим знакомым. Такой подход позволяет сказать: я это сделал! Я это могу! Соответственно, когда в бизнес-обучении идёт обучение, оно идёт как раз через игровое моделирование и другие, специально разработанные техники и технологии, позволяющие участникам более успешно пройти обучение.
Как это происходит на тренингах?
Тренинг строится строго по технологии: разогрев, упражнение, шеринг(внутригрупповое обсуждение пройденного упражнения) и процесс-анализ(анализ произошедшего действия).
Такой подход помогает участникам сместить акцент внимания с других (критика действий и поведения других) на себя, на свои действия, на свои реакции и анализ своего внутреннего процесса. На этот процесс работает вся методика групповой динамики. все специальные правила и вся структура.
Технологичность также способствует тому, что участники обращают меньше внимания на ведущего, а больше на группу в целом и на действия, в которых активно участвуют. Главная роль ведущего в тренинге — создать условия участникам для изменения тренируемых навыков и принятия неизбежных перемен.
Групповая работа
Группа или групповой формат работы эффективен, потому что акцент в обучении делается на тренировке навыка. Такой подход даёт возможность участникам, вне зависимости от их первоначальной активности и любви к обучению, получить свой опыт, без указаний сверху. В психодраме для этого используются специальные техники.
Психодраматические техники групповой работы помогают:
Снять напряжение участников (я не под прицелом, есть и другие, уже не так страшно).
Обозначить обучение рамками темы (я тренирую только свой профессиональный навык).
Разогреть участников (я всего лишь делаю упражнения, выполняю задания, ничего сложного).
Тренировать навыки (я учусь вместе со всеми, я смотрю как это получается у меня и у других).
Обсуждать достоинства и недостатки работы других через специальную форму "Я-высказывание" (никто меня не критикует, я никого не критикую).
Получить новый профессиональный опыт (теперь я знаю, как это делать по-другому, лучше для меня).
Минимизировать влияние личного опыта тренера на группу (меня никто не учит, я сам учусь).
Учиться самостоятельно (Я знаю, как я учусь, значит я могу учиться всегда. Это интересно. Это меня меняет. Я расту как профессионал. Я себе нравлюсь. Мне нравится моя работа. Компания обо мне заботится!).
Социодрама
Социодрама стоит немного особняком от психодрамы, потому что если психодрама в группах работает на человека, то в социодраме человек работает на группу. Социодрама исследует групповую динамику. Весь процесс построен таким образом, что участники выступают не как индивидуумы, а как социальные роли "менеджера", "директора", "министерства" "обстоятельств непреодолимой силы". Таким образом социодрама в организациях проводится, когда нужно найти скрытые точки напряжения, выявить конфликт, найти выход для всей компании.
Проведение социодрамы в организациях позволяет:
- Разрешить скрытый конфликт.
- Найти новый вектор для развития.
- Выработать новый алгоритм действий.
- Найти культурный код компании.
Психодраматистов готовят долго и со старанием. Мы в своём обучении проходим длинный путь изучения техник, работы с групповыми процессами и построения своего стиля ведения групп.
Я сертифицированный психодраматерапевт. Мой диплом позволяет мне работать в разных сферах. Я работаю с бизнес-группами, в индивидуальных консультациях (это называется монодрама, когда участвует один человек), веду социодрамы. Если у Вас, после прочтения этой статьи появились вопросы — буду рада пообщаться более подробно. Пишите.