Стратегия управления персоналом вытекает из стратегии бизнеса и создаёт стратегии в основных направлениях управления персоналом. Поэтому каждый сотрудник службы персонала должен знать стратегические цели компании и своевременно реагировать на них, меняя планы своей работы. Следование трендам рынка без учёта специфики работы компании может быть не столько бесполезным, сколько вредным.
На сегодняшний день выделяют множество видов стратегий. Дж. Иванцевич и А.А. Лобанов в книге "Управление персоналом организации" предлагают классификацию, основанную на цели компании:
- стратегия динамического роста;
- предпринимательская стратегия;
- стратегия прибыльности на предприятии;
- ликвидационная стратегия;
- циклическая стратегия.
Разработка стратегии управления персоналом должна быть последовательной и согласовываться с другими стратегиями компании, с маркетинговой, финансовой и т.д. Например, одна из задач маркетинговой стратегии является повышение клиентской лояльности и уровня сервиса. Соответственно, служба персонала, для достижения этих целей планирует обучение сервису, оценку уровня сервиса, включает в систему мотивации материальное и нематериальное вознаграждение за достижение показателей клиентоориентированности.
Этапы разработки стратегии
В разработке стратегии управления персоналом можно выделить следующие этапы: анализ, планирование и реализация.
Этап анализа
На этапе анализа необходимо определить все, что может повлиять на развитие компании. Это факторы внешней и внутренней среды, угрозы и возможности компании. Здесь целесообразно воспользоваться SWOT-анализом.
К внешней среде относятся факторы, имеющие направленное воздействие на систему управления персонала: местный рынок труда, его структура и динамика, кадровая политика конкурентов, уровень жизни и образования населения, политическая стабильность в стране, экономическая ситуация.
К факторам внутренней среды относятся: структура компании, стиль и методы управления, кадровый потенциал компании, показатель удовлетворённости, вовлеченности и производительности труда, технологическое оснащение компании, показатели текучести, укомплектованности, скорость закрытия вакансий, фонд оплаты труда и т.д.
Этап планирования
Этап планирования включает подбор вариантов стратегий и выбор наиболее подходящей из них. Экспертами формулируются цели и задачи, особое внимание уделяется преимуществам и недостаткам стратегии.
Этап реализации
Далее сформулированную стратегию необходимо реализовать. Разработанный план воплощают в жизнь с помощью создания локальных программ, процедур, подсчёта бюджетов. Планы должны соотносится с общей стратегией компании.
Разработка стратегии управления персоналом в организациях должна соответствовать целям компании и сочетаться с другими стратегиями, финансовой, маркетинговой и другими. При реализации стратегии необходимо соотносить вложенные средства с результатами. Стратегия должна быть гибкой, адаптироваться к изменениям внешней среды, учитывать возможные непредвиденные обстоятельства. Реализовывать стратегию необходимо последовательно непрерывно, реагируя на трансформации внешней среды, но при этом создавать для сотрудников компании безопасность и ощущение надежности.