Когда в компании работает 3–5 человек, то проблем с ними практически нет. Вы даёте все распоряжения напрямую. Такую группу людей очень просто контролировать и добиваться результата от них.
Все проблемы в бизнесе связанные с персоналом начинаются тогда, когда появляются отделы: младшие руководители, у которых есть свои сотрудники.
Есть конечно и такой вариант, что директор нанимает персонал и в какой-то момент их становиться 20 и более, а он не выстраивает структуру, не формирует группы и пытается сам всеми руководить напрямую. Внимание на всех не хватает и босс зашивается. Но этот пример мы рассмотрим в другой статье.
А сейчас мы рассмотрим пример того, когда сформированные группы есть.
Вот есть директор компании, у него работает руководитель отдела продаж, у того в подчинении продавцы.
И как же происходит бардак? Да очень просто. Самая распространённая ошибка в компании и самые тяжёлые проблемы и последствия происходят тогда, когда начинается "обход".
Директор идёт по офису и видит что продавец кому-то звонит. Он подходит и говорит чтобы тот съездил на встречу к потенциальному клиенту. Это обход! Продавец не подчиняется директору! Его руководитель это РОП (руководитель отдела продаж) и он подчиняется только ему.
Или менеджер по продажам без ведома своего непосредственного начальника заходит в кабинет директора и отпрашивается с работы. Директор говорит: ладно, иди. Это снова "обход"!
Понимаете что происходит:
- Во первых, вы сами не даёте ответственности своему РОПу. Как он может взять на себя ответственность за доход, за привлечение денег, когда вы используете его сотрудников как хотите? Это не ваши сотрудники, они подчиняются ему.
- Во вторых, все проблемы от этих сотрудников будут сливаться вам и только вам. Вы отправили менеджера на встречу, он приехал и начал вас "грузить" — "Я этому клиенту сказал, а он не согласился. А как мне поступать в следующий раз; а сделайте мне нормальное коммерческое предложение, чтобы я мог ездить с ним к клиентам и т.д. ". Вас начинают засыпать проблемами и это бардак.
Вот вы требуете от своего РОПа выполнение плана, а он вам — "Иван Иванович, как я могу выполнить план, когда вы эксплуатируете моего сотрудника". И он будет находить всё больше и больше оправданий почему он не выполнил план. И кстати он будет абсолютно прав сказав это. А вы думаете — "Вот какой, совсем не берёт на себя ответственность".
Самое убийственное для компании это ситуация, когда у одного сотрудника два руководителя! Теперь представьте что в компании работает два учредителя. И у вас есть помощник, который находится в прямом подчинении у вас. И тут вашему помощнику дают совсем левую задачу и он её пошёл выполнять.
Вы вызываете его и спрашиваете: "Я тебе давал задание сделать макет, он готов?" А он вам — "Я вместо вашего макета делал уборку на складе, мне так сказал Михаил Юрьевич". И тут начинается разборка между вами и вашим партнёром Михаилом Юрьевичем. Сотрудники которые имеют два руководителя, склонны стравливать вас лбами и у вас проблема.
Правильное действие в такой ситуации это придерживаться правило — у любого сотрудника может быть только один руководитель, или сотрудник моего сотрудника не мой сотрудник.
Продавцы которые подчиняются РОПу, не подчиняются вам как главному боссу. РОП подчиняется вам и только вам, а не кому-то ещё.
Не позволяйте никому делать "обход". Если этого правила придерживаются все сотрудники и руководители, то в компании будет порядок и понимание. Если нет, будет бардак.
Кстати тоже самое происходит в семье, когда мама сказала "нет", а папа сказал "да". Всё, между родителями скандал, потому как ребёнок обязательно "стравит" их.
Мама — "Сегодня мультики смотреть нельзя"!
Сынок — "Папа, а можно я посмотрю мультики"? "Да, можно".
Заходит мама в комнату — "А ты почему смотришь мультики, я же запретила!"
— "А папа сказал что всё равно мне можно смотреть".
И всё, приехали! Зарождается семейный скандал.
Не позволяйте делать "обход" в компании. И вы увидите что ваши младшие руководители начнут брать ответственность за своих людей и свои действия.
И кстати, это на столько просто и большинство предпринимателей которые сейчас читают эту статью скажут, что это и так понятно. Но не обманывайте себя! Вы конечно это данное знаете, вы знаете что "обход" делать нельзя. Но вы его делаете! Просто посмотрите как есть на вашу работу. Посмотрите на неё без "розовых очков". Мы все знаем, но из-за огромного количества рутинных дел забываем об этом маленьком правиле.
Не делайте "обход" своих руководителей и не позволяйте им делать то же самое и дела будут идти чуточку лучше.