В онлайн формате мероприятий самый страшный кошмар тренера или группового ведущего — это чёрные окна вместо лиц участников.
По ощущениям это тоже самое, что вести тренинг в пустом зале. Ты говоришь в пустоту, тот канал связи, на который ты опираешься для реакции — эмоции участников — отсутствует.
Кроме того, если лектору в принципе может быть неважно, есть ли на той стороне люди, хотя, конечно, хорошему лектору тоже важна связь с аудиторией, то для тренинга такой вариант вообще неприемлем. Потому что без участников — нет тренинга.
И если совсем убрать чёрные окна среди участников, особенно в большой группе, не удаётся почти никогда, то в малых группах мы научились с этим работать.
Что такое "чёрные окна"? Это выключенные окна участников, а для групп это выключенная по каким-то причинам аудитория.
Причин может быть несколько:
- Пришли только послушать и не рассчитывали на демонстрацию себя.
- Плохой задний вид/не тот внешний вид.
- Неудобно говорить, потому что в транспорте/на работе/дома/в кафе. Да мало ли где может застать жизнь?!
- Не хочется активно участвовать и вообще светиться.
Чёрные окна — непроявленные участники — очень наглядно показывает то, о чём раньше тренер мог только догадываться. Групповая динамика. Ведь, как правило, на группу люди приходят не все с горящими глазами. Особенно к незнакомому тренеру. Тема может быть интересна, но сначала большинство участников любят приглядеться, прислушаться, а там как пойдёт. Может и понравится. Тогда можно включиться в процесс. А если нет-- то нажать одну кнопку и выйти инкогнито, не потеряв своего лица. Чёрные окна, это своего рода — маска. Которую человек, будущий участник позволяет себе, потому что каждому человеку важно сохранить и свою субъектность и свой контроль. Это особенно важно сейчас, когда виртуальное пространство в буквальном смысле этого слова шагнуло в личные пространства людей. Ощущения новизны спало, восторга, когда у тебя "в гостях" неожиданно, на два часа оказывается несколько человек — может участника напрягать. И в этом случае беречь своё личное пространство от нежданного вторжения — часть нарождающейся виртуальной гигиены каждого человека.
В любом случае, каковы бы не были причины, у нас, тренеров, есть много возможностей для контакта.
- Что мы делаем?
- Просим включить камеры. Возможно, кто-то просто ждал приглашения.
- Начинаем общаться. Когда участники разговаривают и рассказывают о себе — их интерес растёт.
- Начинаем играть. Упражнения и разная активность делают мероприятие живым и интересным.
- Что не работает?
Жёсткие требования, давление, укоризна и т.д. (никогда не пробовали, просто фантазируем исходя из научного подхода).
Когда на мероприятии мы видим чёрные окна — мы понимаем, за чёрным квадратом стоит своя история. Наша задача — пригласить пришедших людей к активному участию. И понимать, что, если по каким-то причинам это не происходит — у участника есть свои мотивы оставаться инкогнито.
В любом случае, чем бы ни руководствовались участники, оставаясь с чёрными окнами, работать с оживлением аудитории важная задача тренера.
Чтобы чёрных окон стало меньше, в онлайн мероприятиях используем очень много разных техник, которые помогают людям безопасно проявиться, заинтересоваться темой и более активно поучаствовать в разных игровых упражнениях. Отсидеться, когда интересно, за чёрным окном — это всё равно, что пропустить торт на своём дне рождения. Ведь всё обучение — это как раз про то, что участник получает что-то, очень ценное для себя. Поэтому, чёрные окна — это про возможность пригласить участника в группу. Даже не включая окна. Участвуют все. Даже люди с чёрными окнами.