Мотивация персонала — это искусство и скрупулёзная работа. Это труд, в котором нет дедлайнов и сложно просчитать математическим языком объем планируемых затрат. Затрат материальных и моральных, а вот выгоду посчитать очень просто.
Я готова поделиться с вами инструментами мотивации, личным опытом, а также ответить на вопрос — когда ждать результатов.
Одна из ключевых задач управления персоналом — это материальная и нематериальная мотивация работников. В психологии мотив — это то, что активизирует, поддерживает и направляет поведение. Мотивируя сотрудников правильно, вы повышаете их работоспособность, а это значит, что появляется возможность влиять на результаты труда.
Работая руководителем в разных сферах, управляя разным персоналом, я всегда понимала — только благодарный человек может совершать подвиги. И сама ждала благодарности от руководителей. И поверьте, меньше всего, меня интересовала материальная благодарность. Премии, бонусы — это круто, это измеримо и по SMART, но похвала руководителя — это гораздо дороже.
И благодарность является одним из мощнейшим инструментом мотивации сотрудников.
Ответьте на вопрос: "Как часто вы хвалите сотрудников? Как часто вас хвалят руководители?
Ирине 39 лет, 16 из них она руководит. Сегодня в её подчинении 160 человек, из которых половину занимают линейные позиции. На вопрос: "Как часто вас хвалят?", — она искренне удивляется: "А зачем меня хвалить? Если мы выполнили план — мы получаем бонус. Не выполнили — не получаем. Всё просто".
Я задаю ей уточняющий вопрос — только ли бонус является показателем её эффективности? И слышу в ответ подробный рассказ о том, как много она делает для компании того, что невозможно оценить в деньгах. Например: организует корпоративные мероприятия, хотя это не входит в круг её обязанностей, проводит обучение коллег-руководителей из других городов. Хотя об этом её не просили. Последнее из инициатив Ирины — они с подчинёнными собрали деньги на подарки первоклассникам, детям сотрудникам. И не большая сумма вышла на каждого, а их внимание вызвало огромную радость у родителей первоклашек.
На вопрос: "Зачем вы это делали?", — Ирина не задумываясь ни на секунду, отвечает, что "делать приятное людям — здорово! Это и настроение повышает, и команду сплачивает".
— А как вы поняли, что ваши действия повысили настроение у людей?
— Они обрадовались и сказали "спасибо"!
Это достаточно яркий пример комплексной мотивации руководителя — на сплочение команды и получение благодарности от сотрудников.
Ещё одним из эффективных инструментов мотивации является обратная связь.
Обратная связь (англ. feedback — "обратная подача") — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.
Единственное правило обратной связи, универсальное для всех и каждого, заключается в формуле
Например:
- "+" Ирина, за 3 месяца работы ты хорошо адаптировалась, научилась работать в программе, самостоятельно заполняешь документы, отлично справилась с последней задачей. Очень важно хвалить за фактические результаты.
- "Δ" (дельта) Однако, количество проверенных счетов меньше плановых на 30%. Это недостаточно для выполнения планового объёма. Делаем конструктивное замечания — по факту.
- "+" Предлагаю обсудить варианты моей помощи тебе, и уверен, на следующей неделе твои результаты будут гораздо лучше. Ты внимательная и аккуратная. Предлагаем помощь и отмечаем сильные стороны.