Когда провожу корпоративные тренинги, в основном — по продажам и переговорам, руководители часто задают вопрос — "А можно ли тоже поучаствовать в обучении?". Иногда его формулируют так — "А стоит ли?". Причём это обычно спрашивают как начальники отдела продаж, так и руководители высшего уровня.
Ряд моих коллег по цеху на это отвечают: "Однозначно нет". И в чём-то по-своему правы.
Участие начальника влияет на динамику обучения. Сотрудники часто начинают вести себя более скованно. И поскольку задача в корпоративном обучении — не просто передать информацию, а именно потренировать навыки на практике, часто присутствие руководства значительно снижает эффект. Особенно если это очень большой начальник, которого в жизни сотрудники видят крайне редко. Если же это линейный руководитель, то все зависит от отношений внутри.
Потому что участники в упражнениях и отработках могут ошибаться. Могут не всегда "правильно" отвечать на вопросы. Могут просто чего-то не знать. И опасаться, что руководитель это заметить и сделает далеко идущие управленческие выводы, которые вряд ли будут приятными.
Но я обычно отвечаю на вопрос "А можно ли" утвердительно. Да, говорю, 100% стоит.
Во-первых, корпоративные тренинги всегда имеют командообразующий эффект. И лучше, чтобы в этом случае руководитель присутствовал, — все-таки он тоже является частью этого коллектива.
Во-вторых, это прекрасная возможность пообщаться в не слишком формальной обстановке. Обычно сотрудники воспринимают обучение как отдых (хотя это вообще не так), и поэтому ведут себя более расслабленно и раскрепощено.
В-третьих, в практических обучениях отлично видно невооружённым глазом уровень навыков сотрудника, а также его зоны роста.
В-четвёртых, часто возникают такие вопросы, которые показывают, что есть в компании "белые пятна", на которые было бы неплохо найти какие-то конкретные решения. И для этого участие руководителя в корпоративном тренинге очень желательно.
В-пятых, это дополнительная возможность "донести политику партии", т.е. обозначить и ещё раз уточнить логику поведения в конкретных случаях. В работе с клиентами, во взаимодействии с офисом, в корректности работы в CRM и т.д.
Поэтому я считаю, что руководителю отдела продаж лучше участвовать.
Но здесь есть ряд ограничений. Про них обязательно стоит помнить.
Вот они:
- Тренера о присутствии начальника лучше предупредить заранее. Важно понимать, к чему стоит быть готовым.
- Руководству лучше участвовать в обучении от начала до конца. Ну, или хотя бы большую часть. Ситуация, когда начальник иногда заходит, говорит своё веское слово и выходит, — не лучший вариант. Причём не для тренера, он-то разберётся, а для самих участников. Их это обычно на некоторое время выбивает из колеи, а чтобы восстановить концентрацию и внимание на учёбе снова, требуется время.
- Руководителю лучше участвовать в обучении наравне с остальными. Плохо, когда сидит сзади, — все начинают напрягаться, что их оценивают (если участвовать как все, и так все будет видно, но не так сильно будет напрягать и стеснять сотрудников). А ещё хуже демонстративно заявлять: "Я в этом участвовать не буду, поэтому что…" (причина тут может быть любой, это не принципиально).
Так что если вы решили участвовать в корпоративном тренинге со своими сотрудниками, важно помнить про эти ограничения.